Бюрократы, Администраторы, Редакторы
3712
правок
Rodion (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Rodion (обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
Мысль о том, что наш мир — это на самом деле компьютерная симуляция, сравнительно нова. Идеи о возможности полной симуляции реальности получили распространение лишь немногим более двадцати лет назад. В 1989 году Джарон Ланье (JaronLanier) впервые использовал термин «виртуальная реальность», но лишь в 1990-е годы идеи о симуляции целого мира стали относительно популярными. Компьютерные игры, в особенности трехмерные, такие как Doom, Quake и множество более новых игр, продемонстрировали как целый мир (или, по крайней мере, значительная его часть) может быть воссоздан на экране компьютера. Несколько фантастических фильмов, снятых в конце 1990-х и в начале 21-го века, также использовали эти идеи, попытавшись найти ответы на некоторые философские вопросы, которые ставят перед нами симуляции. Но более важно то, что благодаря кино эти идеи впервые были донесены до широкой публики.* «Раскрой глаза» (Abrelosojos, 1997) [2] — Главный герой этого фильма заключил контракт с крионической компанией. После смерти его тело было заморожено в жидком азоте, а сознание заключено в компьютерную симуляцию. В этом фильме личности всех остальных людей в симуляции воссозданы лишь с такой точностью, которая необходима для реалистичного взаимодействия с главным героем. Например, у одного из второстепенных персонажей, психиатра, есть две дочери, но он не знает их имен. | Мысль о том, что наш мир — это на самом деле компьютерная симуляция, сравнительно нова. Идеи о возможности полной симуляции реальности получили распространение лишь немногим более двадцати лет назад. В 1989 году Джарон Ланье (JaronLanier) впервые использовал термин «виртуальная реальность», но лишь в 1990-е годы идеи о симуляции целого мира стали относительно популярными. Компьютерные игры, в особенности трехмерные, такие как Doom, Quake и множество более новых игр, продемонстрировали как целый мир (или, по крайней мере, значительная его часть) может быть воссоздан на экране компьютера. Несколько фантастических фильмов, снятых в конце 1990-х и в начале 21-го века, также использовали эти идеи, попытавшись найти ответы на некоторые философские вопросы, которые ставят перед нами симуляции. Но более важно то, что благодаря кино эти идеи впервые были донесены до широкой публики.* «Раскрой глаза» (Abrelosojos, 1997) [2] — Главный герой этого фильма заключил контракт с крионической компанией. После смерти его тело было заморожено в жидком азоте, а сознание заключено в компьютерную симуляцию. В этом фильме личности всех остальных людей в симуляции воссозданы лишь с такой точностью, которая необходима для реалистичного взаимодействия с главным героем. Например, у одного из второстепенных персонажей, психиатра, есть две дочери, но он не знает их имен. | ||
* «Темный город» (DarkCity, 1998) [13] — Этот фильм можно также отнести к жанру мистического триллера, поэтому научной стороне описания уделяется меньше внимания. Фильм рисует мистическую картину и не раскрывает механизм симуляции. Тем не менее, он стал важной вехой в развитии идеи симуляции в кинематографе, которая была позднее разработана намного более детально в фильмах «Матрица» и «Тринадцатый этаж». | * «Темный город» (DarkCity, 1998) [13] — Этот фильм можно также отнести к жанру мистического триллера, поэтому научной стороне описания уделяется меньше внимания. Фильм рисует мистическую картину и не раскрывает механизм симуляции. Тем не менее, он стал важной вехой в развитии идеи симуляции в кинематографе, которая была позднее разработана намного более детально в фильмах «Матрица» и «Тринадцатый этаж». | ||
* «Матрица» (TheMatrix, 1999 | * «Матрица» (TheMatrix, 1999<ref>21-го мая 2003 года в России выходит на экраны вторая часть фильма: «Матрица: перезагрузка».</ref>) — В этом фильме большая часть человечества подключена к гигантской компьютерной симуляции (Матрице) с момента рождения. Но люди не знают об этом до тех пор, пока кто-то извне не сообщает им правду. Машины, контролирующие симуляцию, способны в реальном времени вносить практически любые изменения в код симуляции. Люди, живущие в реальном мире, могут входить в симуляцию, создавая в Матрице свое alterego и перенося в него свое сознание. Матрица стала первым фильмом о симуляции, добившимся широкой известности. Многие впервые познакомились с идеями симуляции реальности, благодаря этому фильму. | ||
* «Тринадцатый этаж» (TheThirteenthFloor, 1999) | * «Тринадцатый этаж» (TheThirteenthFloor, 1999) — Этот фильм ввел идеи вложенных симуляций и возможности перемещаться с одного уровня на другой. Компьютерная компания в конце 20-го века разработала симуляцию небольшого американского города начала 20-го века. Позднее выяснилось, что реальный мир на самом деле тоже является симуляцией, созданной в другой реальности, напоминающей будущее нашего мира (21-й или 22-й век). Герои фильма могут входить в симуляцию (или выходить из нее, поднимаясь на один уровень выше) только помещая сознание в тело уже существующего человека. | ||
* «Ванильное небо» (VanillaSky, 2001) | * «Ванильное небо» (VanillaSky, 2001) — Это американский ремейк фильма «Раскрой глаза». Сюжет практически не был изменен, и основные научные и философские предпосылки остались такими же. | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
В фильмах «Тринадцатый этаж», «Матрица» и «Темный город» присутствует идея ограниченности симулируемого мира и возможности оказаться в буквальном смысле на краю света (похожее происходит в фильме «Шоу Трумена» (1998)) и осознать конечность своего мира. | В фильмах «Тринадцатый этаж», «Матрица» и «Темный город» присутствует идея ограниченности симулируемого мира и возможности оказаться в буквальном смысле на краю света (похожее происходит в фильме «Шоу Трумена» (1998)) и осознать конечность своего мира. | ||
Эти идеи не только представлены в популярных фильмах и книгах, но и рассматриваются профессиональными философами. К примеру, философские идеи, стоящие за фильмом «Матрица», разрабатываются более детально в разделе «Философия Матрицы» сайта фильма | Эти идеи не только представлены в популярных фильмах и книгах, но и рассматриваются профессиональными философами. К примеру, философские идеи, стоящие за фильмом «Матрица», разрабатываются более детально в разделе «Философия Матрицы» сайта фильма. Но наиболее полное развитие эти идеи получили в противоречивой теории, известной как «Аргумент о симуляции» (SimulationArgument). | ||
Главная идея аргумента о симуляции, впервые высказанная Ником Бостромом | Главная идея аргумента о симуляции, впервые высказанная Ником Бостромом состоит в том, что «если мы не считаем, что мы сейчас живем в компьютерной симуляции, то у нас нет оснований верить, что наши потомки станут запускать множество исторических симуляций». | ||
Эта идея получила свое дальнейшее развитие в статьях Робина Хансона (RobinHanson) и Барри Дайнтона (BarryDainton). В своей работе «Как жить в симуляции» | Эта идея получила свое дальнейшее развитие в статьях Робина Хансона (RobinHanson) и Барри Дайнтона (BarryDainton). В своей работе «Как жить в симуляции» Хансон дает несколько советов относительно оптимального поведения для людей, считающих, что они, возможно, живут в симуляции. К сожалению, его идеи основаны на неправильных предпосылках (как будет показано в данной работе), а его предложения часто иррациональны и малоэффективны. К примеру, Хансон делает предположение о том, что «возможно, симуляции обычно завершаются после того, как достаточное число людей в них становится уверенным в том, что они живут в симуляции», а значит, «вам следует предотвратить широкое распространение подобных идей». Подобное высказывание — это не более чем пустые догадки с его стороны, демонстрирующие невнимание к внутренней непротиворечивости и рациональности гипотез. Вполне возможен противоположный исход: когда достаточное число людей осознает, что они живут в симуляции, они будут перенесены в реальный мир, а симуляция остановлена. Далее Хансон делает предположение, что поиск людей, которые на самом деле являются посетителями симуляции, и близкое общение с ними могут иметь благоприятный эффект. При этом он полностью игнорирует обратную возможность, например то, что наш мир может оказаться GTA-подобной<ref>Главный герой игр серии GTA (GrandTheftAuto) значительную часть времени разъезжает по городу не соблюдая никаких правил, калеча пешеходов или расстреливая полицейских (http://www.grandtheftauto.com).</ref> игрой. Такие предположения не имеют никакой ценности кроме развлекательной. | ||
В статье «Потеря невинности: симуляционные сценарии: перспективы и следствия» | В статье «Потеря невинности: симуляционные сценарии: перспективы и следствия» Барри Дайнтон вводит несколько новых идей, таких как классификация форм виртуального существования (''modesofvirtuallife''). Затем он формулирует аргумент о симуляции, используя рассуждения, схожие с теми, что предложены Бостромом, делая при этом такие же ошибки. В конце статьи он рассматривает несколько возможных этических возражений против создания симуляций:# Возражение меньшей ценности (''TheObjectionfromLesserValue'') — симуляции не должны создаваться, поскольку жизнь в симуляции хуже жизни в реальности. | ||
# Возражение против обмана (''TheDeceptionObjection'') — симуляции не должны создаваться, поскольку они неизбежно связаны с массовым обманом. | # Возражение против обмана (''TheDeceptionObjection'') — симуляции не должны создаваться, поскольку они неизбежно связаны с массовым обманом. | ||
# Эгоистическое соображение (''TheSelf-InterestConsideration'') — симуляции должны быть запрещены цивилизацией, чтобы гарантировать, что она сама не находится в симуляции. | # Эгоистическое соображение (''TheSelf-InterestConsideration'') — симуляции должны быть запрещены цивилизацией, чтобы гарантировать, что она сама не находится в симуляции. |