Советские учёные о трансгуманизме в 1981 году

Материал из hpluswiki
Перейти к навигации Перейти к поиску

25 лет назад советские учёные говорили о начале эры трансгуманизма.

Выдержки Из сборника «Периодизация научно-технической революции», М. 1987 (научно-аналитический обзор ИНИОН АН СССР — Института научной информации по общественным наукам Академии Наук СССР), с. 36—38:

Д. И. Дубровский, охарактеризовав новейшие достижения в области расшифровки нейродинамического кода психических явлений, высказывает мнение, что «успехи исследования головного мозга, все более глубокое понимание процессов переработки информации в мозгу и способов ее кодирования создадут качественно новые возможности самосовершенствования человека», откроют новый этап его самопознания и самопреобразования (14, с.89). В этой связи он высказывает мысль о предстоящих биологическом и антропологическом этапах НТР, которые требуют форсированного развития (14, с.90).

Исходя из иных теоретических посылок, оригинальную прогностическую концепцию следующей после НТР революции предлагает И.А.Апокин. Он исходит из широко известного и весьма важного методологического указания К.Маркса о достижении производительными силами коммунистического общества такого уровня развития, при котором человечество перейдет из «царства необходимости» в «царство свободы». «Царство свободы, — пишет К.Маркс, — начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства... Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сипа; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это все же остается царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы... » (2, с.386—387).

С развитием НТП, пишет И.А.Апокин, возрастают возможности и расширяется круг объектов целенаправленной деятельности человека. Среди них — среда обитания, растительный и животный мир, человеческое общество. «Нет достаточных оснований считать, — пишет автор, — что человек как биологический вид не станет объектом сознательного целенаправленного воздействия» (6, с.70). В настоящее время вырисовываются два направления исследований, которые могут привести к радикальной модификации ряда характеристик человека. «Первое направление — назовем его условно биологическим — связано преимущественно с разгадкой генетического кода, генной инженерией и в дальнейшем синтезом молекул ДНК... Другое направление исследований по воздействию на человека, которое мы условно называем технологическим ... — создание искусственных органов, полностью или даже более эффективно заменяющих естественные... » (6, с.70). Использование биологических методов совершенствования человека может привести к созданию цивилизации, в которой постепенно будут решены многие современные проблемы человеческого существования, такие как болезни, преждевременная старость и др. Использование преимущественно технологических методов целенаправленного воздействия на человека может способствовать продлению жизни (если окажется невозможным достичь этого биологическими методами), обеспечению резервной памяти на случай непредвиденных катастроф, непосредственному (а не только с помощью автоматов) исследованию природы в экстремальных условиях (космос, океан) и т.д. «Важный вывод, — пишет автор, — состоит в том, что во все больших масштабах будет осуществляться биологическое и технологическое, сознательное и целенаправленное воздействие на человека, диктуемое гуманными соображениями, реализующее извечные и естественные чаяния человечества... » (6, с.72). «За горизонтами современной НТР вырисовываются контуры новой и еще более радикальной по своим последствиям революции. Объектом этой гуманитарной революции является сам человек, а целями — гарантия здоровья и увеличение продолжительности жизни, совершенствование физических и духовных сил, способностей к научному и художественному творчеству, существенное повышение эффективности процессов обучения, глубокое изучение биологических, психологических и общественных факторов, лежащих в основе поведения, эмоционального и интеллектуального склада личности» (6, с.72—73). Особенность гуманитарной революции будет заключаться в том, что ее ход будет подчинен коллективной воле человечества в условиях бесклассовой коммунистической общественной организации.

Ссылки[править]

2. Маркс К. Капитал: Критика полит. Экономии. Т. 3, кн. 3: Процесс капиталистического производства, взятый в целом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 25, ч. 2. — 551 с.

6. Апокин И. А. Современная научно-техническая революция: Ее содержание и перспективы // Природа. — М., 1981. — №4 — С. 66—73.

14. Дубровский Д. И. Проблема нейродинамического кода психических явлений // Вопр. Философии. — М., 1975. — №6. — С.85—99.

Социалистический сверхчеловек[править]