Трансгуманизм всё ещё на перепутье: различия между версиями

Строка 56: Строка 56:


== Встаньте и рассчитайтесь<ref>Встаньте и рассчитайтесь (в англ. оригинале «stand up and be counted») — идиома, означающая призыв выступить публично, занять решительную позицию, даже если это может принести вред или создать трудности выступающему.</ref> ==
== Встаньте и рассчитайтесь<ref>Встаньте и рассчитайтесь (в англ. оригинале «stand up and be counted») — идиома, означающая призыв выступить публично, занять решительную позицию, даже если это может принести вред или создать трудности выступающему.</ref> ==
Было бы просто прекрасно, если бы оппоненты трансгуманизма оказались открыты для рациональных обсуждений. Однако постепенно я выучил несколько важных, и не слишком приятных, уроков. И один из них: мы уже зашли слишком далеко, чтобы либеральные аргументы об индивидуальной свободе и личном выборе сохраняли большое значение. На многих форумах я доказывал, что интеллектуальные основания для законов против инноваций, таких, как клонирование человека, крайне скудны, что либералам стоит признать {эти инновации} легитимной возможностью для тех, кто предпочитает или чувствует потребность в них. Уже слишком поздно, чтобы рассчитывать на такой стиль аргументации, во всяком случае, исключительно на него, поскольку дебаты о клонировании многократно продемонстрировали: главные оппоненты трансгуманизма уже отбросили традиционные либеральные идеалы. Максима Джона Стюарта Милля о том, что следует приветствовать жизненные эксперименты, теперь не получает должного внимания в государственной политике. Тональность и содержание дискуссий показывают, что мы имеем дело с едва замаскированным желанием навязать определённые моральные идеалы в качестве правовых норм, а также страхом перед чуждыми направлениями, которые может принять развитие общества в будущем. [Моя точка зрения несколько изменилась по сравнению с 2004‑м, теперь я считаю, что защита наших свобод неизбежно включает элемент лобовой конфронтации с религией. Я пришёл к этой мысли очень постепенно.]
Хотя в разных обществах итоги будут различны, законы против клонирования создали прецедент для отказа от либерализма в законодательном регулировании областей, связанных с биоэтикой. Мы можем продолжать сетовать на это — и убеждён, что должны продолжать [как до сих пор продолжаю я сам] – но наши сетования навряд ли приведут к успеху.
Что мы можем поделать сверх того? Самое главное — это просто встать и рассчитаться. Трансгуманистические идеи не могут замалчиваться вечно, поскольку они обращаются к глубоко укоренённым побуждениям совершенствования возможностей — как наших собственных, так и возможностей людей, которых мы любим или с которыми мы себя идентифицируем. Но движение не может пребывать в расстройстве десятилетиями. Единственный ответ, который я вижу, состоит в том, чтобы трансгуманизм быстро развился в многочисленное движение идейных сторонников, включающее многих ясно формулирующих {свою позицию}, значительных представителей, которые готовы публично самоидентифицироваться с трансгуманизмом. Мы должны перерасти ту точку, где для государства станет не просто нелиберальным, но попросту иррациональным пытаться подавлять деятельность, которую мы одобряем или в которой желаем попробовать свои силы — идёт ли речь об исследованиях продления жизни, технологических способах усиления интеллекта, или же о чём-то ещё из области определённо трансгуманистических действий.
Как указывал Джон Локк в своём призыве к религиозной терпимости более 300 лет назад, государство не может контролировать убеждения людей, в отличие от их внешнего поведения. Несомненно, цензурой и пропагандой можно добиться многого, возможно, намного большего, чем предполагал Локк. Но, слегка перефразируя написанное Сьюзан Мендус5, для государства было бы иррационально вкладываться в это, потому что распространённые убеждения слишком крепко засели в слишком большом числе умов. Как только государство начинает попытки подавить системы убеждений со слишком широкой базой, ему приходится браться за задачи, слишком серьёзные даже для доступных ему богатейших ресурсов. Для подавления убеждений потребуются ничем не ограниченные вложения, так что такие попытки попросту нерациональны.
Сама Мендус, быть может, и применяла своё утверждение исключительно к религиозным верованиям, которые подпитываются могучими иррациональными силами. Но тот же самый аргумент работает и за пределами области религиозной свободы. Трудно поверить, что государство в принципе смогло бы подавить современную науку во всей полноте, или, к примеру, философию, да и глупостью было бы пытаться {сделать это}. Что касается общественных движений, то хорошим примером является движение за права геев — оно настолько мобилизовалось за последние десятилетия и стало настолько сильным, зримым и мэйнстримным, что для любого Западного государства было бы попросту нерационально пытаться стигматизировать и уничтожить его. Хотя некоторые консервативные правительства продолжают сопротивляться идее однополых браков, реальное преследование людей за гомосексуальные практики стало практически немыслимым в Западных социумах. Время от времени правительства Запада всё ещё берутся за миссии абсолютно нерациональные по причине своей деструктивности, нескончаемости и тщетности (война с наркотиками6 в Соединённых Штатах — прискорбный пример такого рода), но обычно они всё же знают, что делают.
Трансгуманистическое движение сейчас обладает компетентной формальной организацией, которая всё более активно доносит свою точку зрения. Его начинают освещать в СМИ,  и таким образом открывается возможность получить всё возрастающее общественное признание. Вот этим нам и следует заняться. Мы должны попасть в мэйнстрим. Мы должны создать культуру — зримую, гордую и энергичную. В этом состоит первый урок.


[[Категория:Статьи]]
[[Категория:Статьи]]
[[Категория:Spacemorgue]]
[[Категория:Spacemorgue]]
3311

правок