Трансгуманизм всё ещё на перепутье: различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника)
Строка 7: Строка 7:
* https://spacemorgue.com/crossroads/
* https://spacemorgue.com/crossroads/


[[Spacemorgue]]
[[Spacemorgue]]


Оригинал публикации: [[Transhumanism still at the crossroads]]
Оригинал публикации: [[Transhumanism still at the crossroads]]
Строка 79: Строка 79:
Я ожидаю, что схожим образом мы станем воспринимать и технологии, которые увеличивают продолжительность нашей жизни или наши когнитивные способности.  Но проблема социальной справедливости встаёт здесь гораздо насущнее, чем в случае с таблетками, поскольку речь о более очевидных конкурентных преимуществах. Если мы не принимаем бескомпромиссно эгалитарный подход в вопросах справедливого распределения — а я его не принимаю, — нам следует избегать обострений существующих социальных противоречий, которые могут произойти, если доступность усовершенствующих технологий для богачей и бедняков будет различаться. Точно так же следует избегать и альтернативного сценария, при котором сформируется развращённый, поверхностно «счастливый» генетический низший класс, чьи амбиции и социальный вклад будут снижены.
Я ожидаю, что схожим образом мы станем воспринимать и технологии, которые увеличивают продолжительность нашей жизни или наши когнитивные способности.  Но проблема социальной справедливости встаёт здесь гораздо насущнее, чем в случае с таблетками, поскольку речь о более очевидных конкурентных преимуществах. Если мы не принимаем бескомпромиссно эгалитарный подход в вопросах справедливого распределения — а я его не принимаю, — нам следует избегать обострений существующих социальных противоречий, которые могут произойти, если доступность усовершенствующих технологий для богачей и бедняков будет различаться. Точно так же следует избегать и альтернативного сценария, при котором сформируется развращённый, поверхностно «счастливый» генетический низший класс, чьи амбиции и социальный вклад будут снижены.


Согласно аргументации Джорджа Дворски7, блага, вероятнее всего, просочатся вниз, даже если изначально усовершенствующие технологии будут доступны только для состоятельных. Однако нам следует удостовериться, что всё так и обернётся. Я пришёл к выводу, что трансгуманисты должны пойти дальше, нежели просто отстаивать широкую доступность усовершенствующих технологий. Сейчас я считаю, что нам следует поддержать такие политические реформы в самом обществе, чтобы оно в большей степени стало ассоциацией равных. Я вовсе не собираюсь раздать собственный скромный достаток, но всего лишь намереваюсь обеими руками проголосовать за эгалитарную политическую теорию, однако нам следует поискать способы сузить разрыв между имущими и неимущими.
Согласно аргументации Джорджа Дворски<ref>Джордж Дворски (George P. Dvorsky) (род. 1970) – канадский биоэтик, трансгуманист и футуролог. Пишущий редактор блога о фантастике, науке и технологиях io9, продюсер блога и подкаста Sentient Development, активный участник IEET.</ref>, блага, вероятнее всего, просочатся вниз, даже если изначально усовершенствующие технологии будут доступны только для состоятельных. Однако нам следует удостовериться, что всё так и обернётся. Я пришёл к выводу, что трансгуманисты должны пойти дальше, нежели просто отстаивать широкую доступность усовершенствующих технологий. Сейчас я считаю, что нам следует поддержать такие политические реформы в самом обществе, чтобы оно в большей степени стало ассоциацией равных. Я вовсе не собираюсь раздать собственный скромный достаток, но всего лишь намереваюсь обеими руками проголосовать за эгалитарную политическую теорию, однако нам следует поискать способы сузить разрыв между имущими и неимущими.


В последнее время мне всё чаще попадаются признания, что трансгуманизм должен быть инклюзивным, как для нашего собственного блага, так и ради блага общественного. Ник Бостром недавно подчеркнул, что трансгуманизм должен «гарантировать, что возможности улучшения будут настолько широко и легко доступны, насколько возможно». Я бы пошёл ещё дальше. Нам следует активно выступать за более эгалитарное общество, и более равный мировой порядок.
В последнее время мне всё чаще попадаются признания, что трансгуманизм должен быть инклюзивным, как для нашего собственного блага, так и ради блага общественного. Ник Бостром недавно подчеркнул, что трансгуманизм должен «гарантировать, что возможности улучшения будут настолько широко и легко доступны, насколько возможно». Я бы пошёл ещё дальше. Нам следует активно выступать за более эгалитарное общество, и более равный мировой порядок.
Строка 86: Строка 86:


Рассчитывайте и на меня.
Рассчитывайте и на меня.
[[Файл:347672-the-dig-windows-screenshot-moving-around-asteroid.jpg|500px]]
== Комментарии: ==
=== Грег Иган  ''написал:'' ===
Пусть горсточка среди называющих себя трансгуманистами и мыслит рационально о реальных перспективах будущего, подавляющему их большинству ничто не мешает оставаться приверженцами религиозного карго-культа, основанного на представлениях, будто самомодифицирующийся ИИ будет обладать магическими возможностями.
Что ещё хуже, это слово само по себе подразумевает замену или преодоление человечности, а это уже катастрофа с точки зрения пиара. Хотя настаивать на непредвзятой ревизии всех черт человеческого фенотипа – это, на некотором уровне, хорошо, однако слово «трансгуманист», похоже, подразумевает заранее предрешённый вывод, будто всем существующим видовым особенностям суждено оказаться в мусорной корзине – а такой подход ни с пожеланиями большинства людей, кто удосужился рассмотреть вопрос по существу, вовсе не согласуется, ни способностью вдохновить на серьёзное отношение к данному движению не обладает.
Рассел, разделяю твою озабоченность антиэгалитаризмом столь многих видных трансгуманистов, однако на данном этапе, откровенно говоря, я рассматриваю «трансгуманистическую» самоидентификацию в первую очередь как весьма полезный фильтр для распознавания полоумных. Пусть в отношении некоторой небольшой фракции людей это и несправедливо, но, боюсь, тому, кто не хочет пойти на дно вместе со всей остальной бредящей толпой околоницщеанцев, следует придумать для своей философии имечко получше – или же, быть может, и вовсе отбросить любые ярлыки.
=== Рассел Блэкфорд ''написал:'' ===
Грег, то, о чём ты говоришь – это именно тот риск, о котором (в числе прочего) и было моё эссе 2004 года. Ты предполагаешь, что трансгуманистическое движение вовсе не находится на перепутье, но уже непоправимо отклонилось на ошибочную траекторию, даже с самим своим названием. Я такой вывод сделать пока не готов, но и спорить с тобой не стану, поскольку ты запросто можешь оказаться прав. Со стратегической точки зрения, использование этого ярлыка вызывает мои сомнения ровно по тем же причинам, однако есть и доводы в пользу проявления солидарности с людьми, которые, по твоему выражению, готовы подвергнуть нынешний человеческий фенотип непредвзятой ревизии.
Вопрос, что же такое трансгуманизм – и является ли он чем-то единым – остаётся для меня спорным и открытым. В рамках моего широкого взгляда на то, чем он мог бы быть, я бы охарактеризовал твои взгляды (насколько я их понимаю) как трансгуманистические… по крайней мере, настолько же, насколько и мои. Но очевидно, что мы оба не считаем друг друга приверженцами описанного тобой карго-культа. Действительно, я оспариваю сингуляртарианскую позицию, на которую ты ссылаешься, однако мне это представляется расхождением между людьми, которые, по крайней мере, в принципе принадлежат к общему широкому движению.
Давай пригласим дать свои комментарии кого-то из тех, кто недвусмысленно причисляет себя к трансгуманистам. Среди моих читателей таковых в избытке. Грег сформулировал проблему решительно, и намного пессимистичнее, чем я. Что скажете вы?
=== Грег Иган  ''написал:'' ===
''Цитата Рассела Блэкфорда:''
''«Со стратегической точки зрения, использование этого ярлыка вызывает мои сомнения ровно по тем же причинам, однако есть и доводы в пользу проявления солидарности с людьми, которые, по твоему выражению, готовы подвергнуть нынешний человеческий фенотип непредвзятой ревизии.»''
Слово «трансгуманизм» (или того хуже, «постгуманизм») звучит как предсмертная записка для целого вида, за которой в сущности следует политическое самоубийство любого движения, пожелавшего назваться так. Несомненно, найдутся люди, готовые потратить 90% времени на объяснения, что они вовсе не намеревались вкладывать сюда негативные коннотации, но это вовсе не тот случай, когда придётся винить кого-то другого, если «трансгуманистов» определят во враги рода человеческого на почве чистой лингвистики. «Пожалуйста, прочтите мой 1000-страничный манифест, не судите по единственному слову!» Название идиотское, и каждый, кто не отбросит его, заслуживает иметь дело с последствиями.
И я не так уж уверен, сколько солидарности должен пробудить во мне некто, просто потому, что тоже подметил: мы вовсе не собираемся встречать следующее тысячелетие на том же физическом субстрате, которым обладали предыдущие 200 000 лет. Люди, которые видят своё предназначение в том, чтобы переработать Юпитер в компьютрониум, чтобы можно было играть в любимой РПГ за 10^20 персонажей одновременно, бесконечно одиознее и опаснее, нежели средний индивид, для которого всё это попросту научно-фантастическая белиберда, и который предпочёл бы просто обзавестись 2,3 детьми, принадлежащими к тому же биологическому виду, что и он, лишь бы те не страдали муковисцидозом и жили хотя бы чуток получше своих родителей.
Не сомневаюсь, что существуют также и опасно нетерпимые сторонники того, чтобы человечество навечно унаследовало черты своих предков… особенно если добавить к ним тех, кто и минуты не уделил, чтобы осмыслить саму идею, но выступит против неё, если та когда-либо попадётся ему на глаза (согласно аргументу «купите Джереми Рифкина<ref>Дже́реми Ри́фкин (Jeremy Rifkin) (род.1945) — американский социальный философ, экономист, писатель и общественный деятель. Теоретик посткапитализма, пропагандист устойчивого развития и альтернативной энергетики, автор концепции «третьей промышленной революции». Консультант ряда влиятельных политиков. Создатель бестселлеров «Европейская мечта», «Водородная экономика», «Эпоха доступа», «Век биотеха» и «Конец работы»</ref>, и получите Усаму бен Ладена в подарок»). Но если уж говорить о реальных маньяках, помешанных на данном конкретном вопросе, то у другой стороны обнаружится куда большая доля чокнутых.
__NOTOC__


[[Категория:Статьи]]
[[Категория:Статьи]]
[[Категория:Spacemorgue]]
[[Категория:Spacemorgue]]
3311

правок