Трансгуманизм всё ещё на перепутье: различия между версиями

 
(не показано 11 промежуточных версий этого же участника)
Строка 65: Строка 65:
Как указывал Джон Локк в своём призыве к религиозной терпимости более 300 лет назад, государство не может контролировать убеждения людей, в отличие от их внешнего поведения. Несомненно, цензурой и пропагандой можно добиться многого, возможно, намного большего, чем предполагал Локк. Но, слегка перефразируя написанное Сьюзан Мендус<ref>Сьюзан Мендус (Susan Lesley “Sue” Mendus) (род. 1951) – валлийский политический философ, профессор-эмерит Университета Йорка.</ref>, для государства было бы иррационально вкладываться в это, потому что распространённые убеждения слишком крепко засели в слишком большом числе умов. Как только государство начинает попытки подавить системы убеждений со слишком широкой базой, ему приходится браться за задачи, слишком серьёзные даже для доступных ему богатейших ресурсов. Для подавления убеждений потребуются ничем не ограниченные вложения, так что такие попытки попросту нерациональны.
Как указывал Джон Локк в своём призыве к религиозной терпимости более 300 лет назад, государство не может контролировать убеждения людей, в отличие от их внешнего поведения. Несомненно, цензурой и пропагандой можно добиться многого, возможно, намного большего, чем предполагал Локк. Но, слегка перефразируя написанное Сьюзан Мендус<ref>Сьюзан Мендус (Susan Lesley “Sue” Mendus) (род. 1951) – валлийский политический философ, профессор-эмерит Университета Йорка.</ref>, для государства было бы иррационально вкладываться в это, потому что распространённые убеждения слишком крепко засели в слишком большом числе умов. Как только государство начинает попытки подавить системы убеждений со слишком широкой базой, ему приходится браться за задачи, слишком серьёзные даже для доступных ему богатейших ресурсов. Для подавления убеждений потребуются ничем не ограниченные вложения, так что такие попытки попросту нерациональны.


Сама Мендус, быть может, и применяла своё утверждение исключительно к религиозным верованиям, которые подпитываются могучими иррациональными силами. Но тот же самый аргумент работает и за пределами области религиозной свободы. Трудно поверить, что государство в принципе смогло бы подавить современную науку во всей полноте, или, к примеру, философию, да и глупостью было бы пытаться {сделать это}. Что касается общественных движений, то хорошим примером является движение за права геев — оно настолько мобилизовалось за последние десятилетия и стало настолько сильным, зримым и мэйнстримным, что для любого Западного государства было бы попросту нерационально пытаться стигматизировать и уничтожить его. Хотя некоторые консервативные правительства продолжают сопротивляться идее однополых браков, реальное преследование людей за гомосексуальные практики стало практически немыслимым в Западных социумах. Время от времени правительства Запада всё ещё берутся за миссии абсолютно нерациональные по причине своей деструктивности, нескончаемости и тщетности (война с наркотиками6 в Соединённых Штатах — прискорбный пример такого рода), но обычно они всё же знают, что делают.
Сама Мендус, быть может, и применяла своё утверждение исключительно к религиозным верованиям, которые подпитываются могучими иррациональными силами. Но тот же самый аргумент работает и за пределами области религиозной свободы. Трудно поверить, что государство в принципе смогло бы подавить современную науку во всей полноте, или, к примеру, философию, да и глупостью было бы пытаться {сделать это}. Что касается общественных движений, то хорошим примером является движение за права геев — оно настолько мобилизовалось за последние десятилетия и стало настолько сильным, зримым и мэйнстримным, что для любого Западного государства было бы попросту нерационально пытаться стигматизировать и уничтожить его. Хотя некоторые консервативные правительства продолжают сопротивляться идее однополых браков, реальное преследование людей за гомосексуальные практики стало практически немыслимым в Западных социумах. Время от времени правительства Запада всё ещё берутся за миссии абсолютно нерациональные по причине своей деструктивности, нескончаемости и тщетности (война с наркотиками<ref>Война с наркотиками (War on Drugs) — термин в политике Соединённых Штатов Америки, описывающий многолетнюю государственную кампанию по борьбе с наркоторговлей и употреблением наркотических веществ, как внутри страны, так и на международном уровне. Впервые употреблён в 1971 году президентом Ричардом Никсоном.</ref> в Соединённых Штатах — прискорбный пример такого рода), но обычно они всё же знают, что делают.


Трансгуманистическое движение сейчас обладает компетентной формальной организацией, которая всё более активно доносит свою точку зрения. Его начинают освещать в СМИ,  и таким образом открывается возможность получить всё возрастающее общественное признание. Вот этим нам и следует заняться. Мы должны попасть в мэйнстрим. Мы должны создать культуру — зримую, гордую и энергичную. В этом состоит первый урок.
Трансгуманистическое движение сейчас обладает компетентной формальной организацией, которая всё более активно доносит свою точку зрения. Его начинают освещать в СМИ,  и таким образом открывается возможность получить всё возрастающее общественное признание. Вот этим нам и следует заняться. Мы должны попасть в мэйнстрим. Мы должны создать культуру — зримую, гордую и энергичную. В этом состоит первый урок.
== В защиту равенства ==
Но это не единственный урок. Не оказываемся ли мы временами худшими врагами для самих себя? Это всё очень хорошо — желание постоять за трансгуманистическое движение, но чем будет это движение через 10 лет, или 20, или 50? Как мне удостовериться, что оно будет развиваться таким образом, чтобы мне по-прежнему хотелось поддерживать свою связь с ним?
Если трансгуманизм заслуживает нашей поддержки, он должен раскрыться как нечто гуманное и разумное с философской точки зрения. Это вовсе не означает, что нам следует отбросить некоторые из ключевых идей — по крайней мере, не сейчас же — но отсюда следует, что нам придётся всерьёз считаться с возможностью, что у трансгуманистических технологий может быть оборотная сторона.
Я верю, что общее влияние будет положительным. Рассмотрим, к примеру, первую большую трансгуманистическую технологию, воспринятую нашим обществом: контрацептивные таблетки, биомедицинская инновация, которая изменяет работу наших тел так, что речь, со всей очевидностью, об эффекте усовершенствующем, а не просто терапевтическом. Влияние этих средств было очень далеко идущим, и в основном оно оказалось к лучшему. Немногие из нас мечтают о возвращении во времена, когда не существовало этой могучей технологии, при помощи которой женщины способны контролировать фертильность собственных тел.
Я ожидаю, что схожим образом мы станем воспринимать и технологии, которые увеличивают продолжительность нашей жизни или наши когнитивные способности.  Но проблема социальной справедливости встаёт здесь гораздо насущнее, чем в случае с таблетками, поскольку речь о более очевидных конкурентных преимуществах. Если мы не принимаем бескомпромиссно эгалитарный подход в вопросах справедливого распределения — а я его не принимаю, — нам следует избегать обострений существующих социальных противоречий, которые могут произойти, если доступность усовершенствующих технологий для богачей и бедняков будет различаться. Точно так же следует избегать и альтернативного сценария, при котором сформируется развращённый, поверхностно «счастливый» генетический низший класс, чьи амбиции и социальный вклад будут снижены.
Согласно аргументации Джорджа Дворски<ref>Джордж Дворски (George P. Dvorsky) (род. 1970) – канадский биоэтик, трансгуманист и футуролог. Пишущий редактор блога о фантастике, науке и технологиях io9, продюсер блога и подкаста Sentient Development, активный участник IEET.</ref>, блага, вероятнее всего, просочатся вниз, даже если изначально усовершенствующие технологии будут доступны только для состоятельных. Однако нам следует удостовериться, что всё так и обернётся. Я пришёл к выводу, что трансгуманисты должны пойти дальше, нежели просто отстаивать широкую доступность усовершенствующих технологий. Сейчас я считаю, что нам следует поддержать такие политические реформы в самом обществе, чтобы оно в большей степени стало ассоциацией равных. Я вовсе не собираюсь раздать собственный скромный достаток, но всего лишь намереваюсь обеими руками проголосовать за эгалитарную политическую теорию, однако нам следует поискать способы сузить разрыв между имущими и неимущими.
В последнее время мне всё чаще попадаются признания, что трансгуманизм должен быть инклюзивным, как для нашего собственного блага, так и ради блага общественного. Ник Бостром недавно подчеркнул, что трансгуманизм должен «гарантировать, что возможности улучшения будут настолько широко и легко доступны, насколько возможно». Я бы пошёл ещё дальше. Нам следует активно выступать за более эгалитарное общество, и более равный мировой порядок.
Такая точка зрения может оказаться непопулярной среди многих, кто идентифицирует себя с трансгуманизмом. К настоящему моменту часть его аудитории составляют технолибертарианцы, которые выступают против регулирования рынка. Если трансгуманизм станет более инклюзивным движением, это может отвратить часть его современной базы поддержки: людей, чьи идеи во многих отношениях очень ценны. Надеюсь, этого можно избежать, но нам необходимо превратиться в инклюзивное, мэйнстримное движение, даже если это приведёт к большему размежеванию между «левыми» и «правыми» трансгуманистами. Построение гуманного и социально ответственного трансгуманизма не только интеллектуально оправдано, оно необходимо, чтобы трансгуманизм смог выжить и преуспеть.
Рассчитывайте и на меня.
[[Файл:347672-the-dig-windows-screenshot-moving-around-asteroid.jpg|500px]]
== Комментарии: ==
=== Грег Иган  ''написал:'' ===
Пусть горсточка среди называющих себя трансгуманистами и мыслит рационально о реальных перспективах будущего, подавляющему их большинству ничто не мешает оставаться приверженцами религиозного карго-культа, основанного на представлениях, будто самомодифицирующийся ИИ будет обладать магическими возможностями.
Что ещё хуже, это слово само по себе подразумевает замену или преодоление человечности, а это уже катастрофа с точки зрения пиара. Хотя настаивать на непредвзятой ревизии всех черт человеческого фенотипа – это, на некотором уровне, хорошо, однако слово «трансгуманист», похоже, подразумевает заранее предрешённый вывод, будто всем существующим видовым особенностям суждено оказаться в мусорной корзине – а такой подход ни с пожеланиями большинства людей, кто удосужился рассмотреть вопрос по существу, вовсе не согласуется, ни способностью вдохновить на серьёзное отношение к данному движению не обладает.
Рассел, разделяю твою озабоченность антиэгалитаризмом столь многих видных трансгуманистов, однако на данном этапе, откровенно говоря, я рассматриваю «трансгуманистическую» самоидентификацию в первую очередь как весьма полезный фильтр для распознавания полоумных. Пусть в отношении некоторой небольшой фракции людей это и несправедливо, но, боюсь, тому, кто не хочет пойти на дно вместе со всей остальной бредящей толпой околоницщеанцев, следует придумать для своей философии имечко получше – или же, быть может, и вовсе отбросить любые ярлыки.
=== Рассел Блэкфорд ''написал:'' ===
Грег, то, о чём ты говоришь – это именно тот риск, о котором (в числе прочего) и было моё эссе 2004 года. Ты предполагаешь, что трансгуманистическое движение вовсе не находится на перепутье, но уже непоправимо отклонилось на ошибочную траекторию, даже с самим своим названием. Я такой вывод сделать пока не готов, но и спорить с тобой не стану, поскольку ты запросто можешь оказаться прав. Со стратегической точки зрения, использование этого ярлыка вызывает мои сомнения ровно по тем же причинам, однако есть и доводы в пользу проявления солидарности с людьми, которые, по твоему выражению, готовы подвергнуть нынешний человеческий фенотип непредвзятой ревизии.
Вопрос, что же такое трансгуманизм – и является ли он чем-то единым – остаётся для меня спорным и открытым. В рамках моего широкого взгляда на то, чем он мог бы быть, я бы охарактеризовал твои взгляды (насколько я их понимаю) как трансгуманистические… по крайней мере, настолько же, насколько и мои. Но очевидно, что мы оба не считаем друг друга приверженцами описанного тобой карго-культа. Действительно, я оспариваю сингуляртарианскую позицию, на которую ты ссылаешься, однако мне это представляется расхождением между людьми, которые, по крайней мере, в принципе принадлежат к общему широкому движению.
Давай пригласим дать свои комментарии кого-то из тех, кто недвусмысленно причисляет себя к трансгуманистам. Среди моих читателей таковых в избытке. Грег сформулировал проблему решительно, и намного пессимистичнее, чем я. Что скажете вы?
=== Грег Иган  ''написал:'' ===
''Цитата Рассела Блэкфорда:''
''«Со стратегической точки зрения, использование этого ярлыка вызывает мои сомнения ровно по тем же причинам, однако есть и доводы в пользу проявления солидарности с людьми, которые, по твоему выражению, готовы подвергнуть нынешний человеческий фенотип непредвзятой ревизии.»''
Слово «трансгуманизм» (или того хуже, «постгуманизм») звучит как предсмертная записка для целого вида, за которой в сущности следует политическое самоубийство любого движения, пожелавшего назваться так. Несомненно, найдутся люди, готовые потратить 90% времени на объяснения, что они вовсе не намеревались вкладывать сюда негативные коннотации, но это вовсе не тот случай, когда придётся винить кого-то другого, если «трансгуманистов» определят во враги рода человеческого на почве чистой лингвистики. «Пожалуйста, прочтите мой 1000-страничный манифест, не судите по единственному слову!» Название идиотское, и каждый, кто не отбросит его, заслуживает иметь дело с последствиями.
И я не так уж уверен, сколько солидарности должен пробудить во мне некто, просто потому, что тоже подметил: мы вовсе не собираемся встречать следующее тысячелетие на том же физическом субстрате, которым обладали предыдущие 200 000 лет. Люди, которые видят своё предназначение в том, чтобы переработать Юпитер в компьютрониум, чтобы можно было играть в любимой РПГ за 10^20 персонажей одновременно, бесконечно одиознее и опаснее, нежели средний индивид, для которого всё это попросту научно-фантастическая белиберда, и который предпочёл бы просто обзавестись 2,3 детьми, принадлежащими к тому же биологическому виду, что и он, лишь бы те не страдали муковисцидозом и жили хотя бы чуток получше своих родителей.
Не сомневаюсь, что существуют также и опасно нетерпимые сторонники того, чтобы человечество навечно унаследовало черты своих предков… особенно если добавить к ним тех, кто и минуты не уделил, чтобы осмыслить саму идею, но выступит против неё, если та когда-либо попадётся ему на глаза (согласно аргументу «купите Джереми Рифкина<ref>Дже́реми Ри́фкин (Jeremy Rifkin) (род.1945) — американский социальный философ, экономист, писатель и общественный деятель. Теоретик посткапитализма, пропагандист устойчивого развития и альтернативной энергетики, автор концепции «третьей промышленной революции». Консультант ряда влиятельных политиков. Создатель бестселлеров «Европейская мечта», «Водородная экономика», «Эпоха доступа», «Век биотеха» и «Конец работы»</ref>, и получите Усаму бен Ладена в подарок»). Но если уж говорить о реальных маньяках, помешанных на данном конкретном вопросе, то у другой стороны обнаружится куда большая доля чокнутых.
__NOTOC__


[[Категория:Статьи]]
[[Категория:Статьи]]
[[Категория:Spacemorgue]]
[[Категория:Spacemorgue]]
3311

правок