К планетарному мышлению: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 12: Строка 12:
== 1. Планетарное состояние ==
== 1. Планетарное состояние ==


Если философии был положен конец технологической планетаризацией (как это провозгласил Хайдеггер в своё время) или более недавним  историческим поворотом, связанным с планетарной компьютеризацией (как это провозглашают восторженные авторы в наше время), то нашей задачей остается рефлексия о природе философии и её будущем или, говоря в терминах самого Хайдеггера, о «другом начале» (anderer Anfang)1. В этом другом начале, которое искал Хайдеггер, человеческое присутствие 2 (вот-бытие, Dasein) обретает новые отношения с Бытием и становится более свободным в отношениях с технологией. Хайдеггер перемещает мышление возвращением к грекам, что на первый взгляд может показаться реакционным: достаточно ли этого шага назад, чтобы противостоять планетарной ситуации, которую он сам описывает? Сомневаюсь. Для Хайдеггера, писавшего в 1930‑е, эта планетаризация (planetarization) подразумевает утрату осмысления (Besinnungslosigkeit), которое не ограничивается Европой, но также, например, применимо к США и Японии3. Сегодня это отсутствие смысла становится ещё более очевидным. Даже если европейская философия полностью переосмыслит себя, разрушительные технологии будут продолжать быстро распространяться по планете. Любое предложение возврата к Бытию может показаться нелепым, если не смешным4. Это не потому, что Европа опоздала, а, скорее, потому, что пришла слишком рано и больше не контролирует ситуацию на планете, которой она дала начало. Данная ситуация напоминает о том, что сказал Хайдеггер о другом смысле конца философии: «начало основывающейся в западноевропейском мышлении мировой цивилизации»5.
Если философии был положен конец технологической планетаризацией (как это провозгласил Хайдеггер в своё время) или более недавним  историческим поворотом, связанным с планетарной компьютеризацией (как это провозглашают восторженные авторы в наше время), то нашей задачей остается рефлексия о природе философии и её будущем или, говоря в терминах самого Хайдеггера, о «другом начале» (anderer Anfang)<ref>Yuk Hui, “Philosophy and the Planetary”,  Philosophy Today 64, no. 3 (November 2020)</ref>. В этом другом начале, которое искал Хайдеггер, человеческое присутствие 2 (вот-бытие, Dasein) обретает новые отношения с Бытием и становится более свободным в отношениях с технологией. Хайдеггер перемещает мышление возвращением к грекам, что на первый взгляд может показаться реакционным: достаточно ли этого шага назад, чтобы противостоять планетарной ситуации, которую он сам описывает? Сомневаюсь. Для Хайдеггера, писавшего в 1930‑е, эта планетаризация (planetarization) подразумевает утрату осмысления (Besinnungslosigkeit), которое не ограничивается Европой, но также, например, применимо к США и Японии3. Сегодня это отсутствие смысла становится ещё более очевидным. Даже если европейская философия полностью переосмыслит себя, разрушительные технологии будут продолжать быстро распространяться по планете. Любое предложение возврата к Бытию может показаться нелепым, если не смешным4. Это не потому, что Европа опоздала, а, скорее, потому, что пришла слишком рано и больше не контролирует ситуацию на планете, которой она дала начало. Данная ситуация напоминает о том, что сказал Хайдеггер о другом смысле конца философии: «начало основывающейся в западноевропейском мышлении мировой цивилизации»5.


Осмысление (Besinnung) невозможно восстановить через негацию планетаризации. Скорее, мышление должно преодолеть это состояние. Это вопрос жизни и смерти. Мы можем назвать данный вид мышления, – который уже принимает форму, но пока ещё не сформулирован, – «планетарным мышлением». Для того, чтобы продумать, как может выглядеть планетарное мышление, а также его связь с технологической планетаризацией, мы должны глубже понять сущность самой планетаризации.
Осмысление (Besinnung) невозможно восстановить через негацию планетаризации. Скорее, мышление должно преодолеть это состояние. Это вопрос жизни и смерти. Мы можем назвать данный вид мышления, – который уже принимает форму, но пока ещё не сформулирован, – «планетарным мышлением». Для того, чтобы продумать, как может выглядеть планетарное мышление, а также его связь с технологической планетаризацией, мы должны глубже понять сущность самой планетаризации.
3311

правок