Проблема непрерывности сознания
Добро пожаловать в черновик черновика.
Если вы читаете этот текст, то легко предположить, что вы бы хотели повысить качество своей жизни и увеличить её срок при помощи технологий. Человечество делает это уже очень долго: трудно поспорить с тем, что медик, удаляющий ваш больной зуб, вмешивается в естественные процессы, делая вашу жизнь проще. В случае удалённого зуба или даже замены его протезом, очень легко сказать, что вы остались собой. Гораздо меньше людей согласятся с тем, что хирургическое вмешательство в работу мозга или его травма мозга позволит вам остаться собой.
У нас нет одного чёткого ответа на вопрос "что такое сознание?". Вместо этого, у нас есть «Трудная проблема сознания» — вопрос о том, почему мы в принципе ощущаем мир, как есть, почему наше сознание отличает зелёный цвет и ноту до на фортепьяно, радость и просроченные счета по разному. Каждое из этих ощущений входит в группу квалиа. Трудная проблема сознания - в том, что мы не понимаем, как мозг создаёт квалиа.
У нас нет свидетельств о том, что наше мышление, восприятие чувств и другие функции зависят от чего-то кроме нервной активности. Более того, существуют такие идеи, как «солипсизм» и «мозг в колбе», где всё, что нас окружает не отражает физическую реальность. Так появляется множество новых вопросов:
- «где вообще проходит граница между сознанием и всем, что не является нами? (Телом, спинномозговыми рефлексами, реакциями, которые не контролируются сознанием вроде страха.)»
- «Останемся ли мы собой, если убрать эти автоматические реакции или заменить их на другие?»
- «Есть ли в принципе части нас, которые мы контролируем и части, которые мы не контролируем?»
- «можно ли сказать, что личность не меняется при добавлении новых чувств?»
- «остаёмся ли мы собой в случае добавления нейро-имплантата?»
- «не занимает ли наше место робот с нашими воспоминаниями при загрузке сознания?»
Нам не нужно фокусироваться и разбирать данные, чтобы видеть или слышать, нам не нужно концентрироваться, чтобы засыпать, ходить, говорить или даже вспоминать большинство повседневных вещей. С другой стороны, мы не можем сказать, что человек остаётся собой без воспоминаний.
Пока у нас нет чёткой терминологии и свидетельств, ответить на эти вопросы однозначно будет очень сложно. Вместо этого здесь есть место идеям и свидетельствам, которые позволят сказать, какое вмешательство допустимо, а какое — нет.
Мысленные эксперименты
Парадокс Арго
Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?
Как мы обсудили ранее, мы с лёгкостью расстанемся с больным зубом у стоматолога. Мы не говорим о человеке, которому заменили сердце, как о ком-то другом.
Интуитивно, замена каждой клетки воспринимается с меньшим энтузиазмом, но это гораздо менее инвазивная процедура, наше тело делает это без нашего участия.
Ссылки
- exurb1a - Problems With Mind Uploading
- exurb1a - You (Probably) Don't Exist / Ты (наверное) не существуешь
- exurb1a - There's No Such Thing As Orange
План
- разумно ли пытаться подойти к одному определению сознания в разговоре (см. видео Isaac Arthur)
- Виды непрерывности сознания (spatial tracking identity, form tracking identity)
- Сон, наркоз при операции, обмороки, заморозка и другие "нарушители непрерывности"
- Долговременное изменение (Phineas Gage) и кратковременное изменение поведения
- Личные и общественные последствия "прерывания"