Живем ли мы в спекуляции Ника Бострома: различия между версиями

Строка 22: Строка 22:
= I.         Введение =
= I.         Введение =


Мысль о том, что наш мир — это на самом деле компьютерная симуляция, сравнительно нова. Идеи о возможности полной симуляции реальности получили распространение лишь немногим более двадцати лет назад. В 1989 году Джарон Ланье (JaronLanier) впервые использовал термин «виртуальная реальность», но лишь в 1990-е годы идеи о симуляции целого мира стали относительно популярными. Компьютерные игры, в особенности трехмерные, такие как Doom, Quake и множество более новых игр, продемонстрировали как целый мир (или, по крайней мере, значительная его часть) может быть воссоздан на экране компьютера. Несколько фантастических фильмов, снятых в конце 1990-х и в начале 21-го века, также использовали эти идеи, попытавшись найти ответы на некоторые философские вопросы, которые ставят перед нами симуляции. Но более важно то, что благодаря кино эти идеи впервые были донесены до широкой публики.* «Раскрой глаза» (Abrelosojos, 1997) [2] — Главный герой этого фильма заключил контракт с крионической компанией. После смерти его тело было заморожено в жидком азоте, а сознание заключено в компьютерную симуляцию. В этом фильме личности всех остальных людей в симуляции воссозданы лишь с такой точностью, которая необходима для реалистичного взаимодействия с главным героем. Например, у одного из второстепенных персонажей, психиатра, есть две дочери, но он не знает их имен.  
Мысль о том, что наш мир — это на самом деле компьютерная симуляция, сравнительно нова. Идеи о возможности полной симуляции реальности получили распространение лишь немногим более двадцати лет назад. В 1989 году Джарон Ланье (JaronLanier) впервые использовал термин «виртуальная реальность», но лишь в 1990-е годы идеи о симуляции целого мира стали относительно популярными. Компьютерные игры, в особенности трехмерные, такие как Doom, Quake и множество более новых игр, продемонстрировали как целый мир (или, по крайней мере, значительная его часть) может быть воссоздан на экране компьютера. Несколько фантастических фильмов, снятых в конце 1990-х и в начале 21-го века, также использовали эти идеи, попытавшись найти ответы на некоторые философские вопросы, которые ставят перед нами симуляции. Но более важно то, что благодаря кино эти идеи впервые были донесены до широкой публики.* «Раскрой глаза» (Abrelosojos, 1997) — Главный герой этого фильма заключил контракт с крионической компанией. После смерти его тело было заморожено в жидком азоте, а сознание заключено в компьютерную симуляцию. В этом фильме личности всех остальных людей в симуляции воссозданы лишь с такой точностью, которая необходима для реалистичного взаимодействия с главным героем. Например, у одного из второстепенных персонажей, психиатра, есть две дочери, но он не знает их имен.  
* «Темный город» (DarkCity, 1998) [13] — Этот фильм можно также отнести к жанру мистического триллера, поэтому научной стороне описания уделяется меньше внимания. Фильм рисует мистическую картину и не раскрывает механизм симуляции. Тем не менее, он стал важной вехой в развитии идеи симуляции в кинематографе, которая была позднее разработана намного более детально в фильмах «Матрица» и «Тринадцатый этаж».  
* «Темный город» (DarkCity, 1998) — Этот фильм можно также отнести к жанру мистического триллера, поэтому научной стороне описания уделяется меньше внимания. Фильм рисует мистическую картину и не раскрывает механизм симуляции. Тем не менее, он стал важной вехой в развитии идеи симуляции в кинематографе, которая была позднее разработана намного более детально в фильмах «Матрица» и «Тринадцатый этаж».  
* «Матрица» (TheMatrix, 1999<ref>21-го мая 2003 года в России выходит на экраны вторая часть фильма: «Матрица: перезагрузка».</ref>) — В этом фильме большая часть человечества подключена к гигантской компьютерной симуляции (Матрице) с момента рождения. Но люди не знают об этом до тех пор, пока кто-то извне не сообщает им правду. Машины, контролирующие симуляцию, способны в реальном времени вносить практически любые изменения в код симуляции. Люди, живущие в реальном мире, могут входить в симуляцию, создавая в Матрице свое alterego и перенося в него свое сознание. Матрица стала первым фильмом о симуляции, добившимся широкой известности. Многие впервые познакомились с идеями симуляции реальности, благодаря этому фильму.  
* «Матрица» (TheMatrix, 1999<ref>21-го мая 2003 года в России выходит на экраны вторая часть фильма: «Матрица: перезагрузка».</ref>) — В этом фильме большая часть человечества подключена к гигантской компьютерной симуляции (Матрице) с момента рождения. Но люди не знают об этом до тех пор, пока кто-то извне не сообщает им правду. Машины, контролирующие симуляцию, способны в реальном времени вносить практически любые изменения в код симуляции. Люди, живущие в реальном мире, могут входить в симуляцию, создавая в Матрице свое alterego и перенося в него свое сознание. Матрица стала первым фильмом о симуляции, добившимся широкой известности. Многие впервые познакомились с идеями симуляции реальности, благодаря этому фильму.  
* «Тринадцатый этаж» (TheThirteenthFloor, 1999) — Этот фильм ввел идеи вложенных симуляций и возможности перемещаться с одного уровня на другой. Компьютерная компания в конце 20-го века разработала симуляцию небольшого американского города начала 20-го века. Позднее выяснилось, что реальный мир на самом деле тоже является симуляцией, созданной в другой реальности, напоминающей будущее нашего мира (21-й или 22-й век). Герои фильма могут входить в симуляцию (или выходить из нее, поднимаясь на один уровень выше) только помещая сознание в тело уже существующего человека.  
* «Тринадцатый этаж» (TheThirteenthFloor, 1999) — Этот фильм ввел идеи вложенных симуляций и возможности перемещаться с одного уровня на другой. Компьютерная компания в конце 20-го века разработала симуляцию небольшого американского города начала 20-го века. Позднее выяснилось, что реальный мир на самом деле тоже является симуляцией, созданной в другой реальности, напоминающей будущее нашего мира (21-й или 22-й век). Герои фильма могут входить в симуляцию (или выходить из нее, поднимаясь на один уровень выше) только помещая сознание в тело уже существующего человека.  
Строка 46: Строка 46:
Первые два аргумента достаточно разумны и стоят внимания, но последний явно неправилен и страдает от тех же логических ошибок (проблема «логического круга») и проблем с причинностью.
Первые два аргумента достаточно разумны и стоят внимания, но последний явно неправилен и страдает от тех же логических ошибок (проблема «логического круга») и проблем с причинностью.


Аргумент о симуляции тесно связан с основным вопросом философии. Особенность аргумента о симуляции заключается в том, что одни его аспекты имеют материалистическую природу, а другие соответствуют объективному идеализму. В частности идеалистическая концепция "первого толчка" довольно точно отражает природу запуска симуляции ее создателями, а концепции "идей" или "идеальных чисел" точно соответствуют природе симуляции как компьютерной программы. Материалистическое убеждение о познаваемости мира и адекватности отражения действительности в человеческом сознании оказывается ложным. Симуляция — "это мир, который был выстроен перед… глазами [человека], чтобы скрыть от [него] правду" [8].
Аргумент о симуляции тесно связан с основным вопросом философии. Особенность аргумента о симуляции заключается в том, что одни его аспекты имеют материалистическую природу, а другие соответствуют объективному идеализму. В частности идеалистическая концепция "первого толчка" довольно точно отражает природу запуска симуляции ее создателями, а концепции "идей" или "идеальных чисел" точно соответствуют природе симуляции как компьютерной программы. Материалистическое убеждение о познаваемости мира и адекватности отражения действительности в человеческом сознании оказывается ложным. Симуляция — "это мир, который был выстроен перед… глазами [человека], чтобы скрыть от [него] правду".


В целом можно сказать, что философская природа симуляции, будучи наблюдаемой ее обитателями, скорее является идеалистической. В то же время, с позиций ее создателей, природа симуляции может быть материалистична. Сознание (или разум) симулированного человека — это свойство высокоорганизованной материи, компьютерных компонент, организованных посредством сложных программ. Сама базовая реальность (а следовательно и метавселенная) может иметь материалистичную природу.
В целом можно сказать, что философская природа симуляции, будучи наблюдаемой ее обитателями, скорее является идеалистической. В то же время, с позиций ее создателей, природа симуляции может быть материалистична. Сознание (или разум) симулированного человека — это свойство высокоорганизованной материи, компьютерных компонент, организованных посредством сложных программ. Сама базовая реальность (а следовательно и метавселенная) может иметь материалистичную природу.
3667

правок