Трансгуманизм всё ещё на перепутье
22 октября 2021
Оригинал публикации: Transhumanism still at the crossroads
Перевод: Артём Тютюнников
2004‑м я написал статью под названием «Трансгуманизм на перепутье», которая оказалась в числе самых популярных моих эссе. Впервые она была опубликована в «Оке бури» (Eye of the Storm), моей нерегулярной колонке на сайте Betterhumans. (И послушайте, я всегда готов возродить «Око бури», если кто-то заплатит мне хотя бы символическую сумму, дабы покрыть часть моих временных затрат на то, чтобы взяться за дело как следует; но не похоже, что это когда-нибудь произойдёт.)
Почти четыре года спустя я вижу это эссе с достаточно отдалённой перспективы, и оно читается почти как если бы его написал кто-то другой, хотя, полагаю, я до сих пор согласен с большинством высказанных там пунктов: я готов считаться членом трансгуманистического движения, если речь пойдёт об инклюзивном общественном движении, но не в том случае, если оно станет чем-то узким, культистским или (не хотелось бы заострять на этом внимание) подходящим только для нердов-технолибертарианцев. В каком направлении станет развиваться трансгуманизм, всё ещё вопрос времени, но в обозримом будущем я бы предпочёл оставаться под его общей крышей, чтобы оказывать некоторое влияние на происходящее изнутри, нежели отбросить, отвергнуть и отмежеваться от него, как поступили некоторые из былых союзников.
Сильное трансгуманистическое движение по-прежнему остаётся уместным, если речь идёт о движении, которое настроено по отношению к технологиям рационально, которое благоволит технологиям, покуда те применяются благоприятным образом (или, по крайней мере, не вредят). Большая часть заявлений луддитских противников клонирования (не говоря уж о настолько очевидных вещах, как исследования стволовых клеток) не имеют ничего общего с общественным вредом, который оно якобы может принести, и я приветствую появление сильного движения, которое выскажет это громко и ясно. Если таким движением станет трансгуманизм, тогда рассчитывайте и на меня. Но в то же время, я зачастую обозначал себя термином «анти-антитрансгуманист», чтобы противопоставить себя иррациональным противникам трансгуманизма, но не рациональной и информированной критике этого движения, а также чтобы просигнализировать о том, что я не зашорен какими бы то ни было амбициями превосходства, которые, возможно, ассоциируются у многих с трансгуманизмом.
Многие самопровозглашённые трансгуманисты заходят в своих пожеланиях намного дальше меня. Я не обязательно согласен с ними по какой-либо конкретной проблеме, но я выступаю в защиту их права отстаивать свои идеи – и более того, я считаю, что абсолютно здраво выдвигать такие идеи и обсуждать их без иррациональных страхов или чувства отвращения, которые исказят коммуникацию. Некоторые трансгуманистические идеи я поддерживаю, а некоторые — нет… но прежде всего я бы хотел посодействовать рациональным, строгим и оживлённым дебатам вокруг них. В этом и состояла цель «Ока бури»; это место должно было стать приютом спокойной философской рефлексии посреди всех бушующих биоэтических (и сходных с ними) баталий. И именно так я вижу свою роль, говоря о трансгуманистических идеях в более общем контексте; я предпочту пролить свет, а не добавить жару, хотя временами я и сам способен на эмоциональные выступления, когда сталкиваюсь с некоторыми поразительно (для меня) нелиберальными или иррациональными взглядами.
В частности, я убеждён, что очень важно обсудить такие идеи, как загрузка личности, продвинутый ИИ, технологическая Сингулярность, и так далее, и я готов рассмотреть их с определённой долей симпатии. Более того, мне доводилось оборонять защитников этих вещей от того, что я счёл недобросовестно информированными нападками. Я даже исследовал некоторые из этих идей в благожелательном ключе, пусть и несколько двусмысленно, в своих литературных работах.
Но в то же время эти идеи не входят в число тех, которые я активно отстаивал, и на это есть свои причины.
Итак, вот что я высказал в 2004‑м, остаётся ли ещё в этих словах какой-то смысл, или уже нет. Не стесняйтесь в обсуждениях.
ТРАНСГУМАНИЗМ НА ПЕРЕПУТЬЕ
Сколько себя помню, меня восхищали перспективы будущего нашего общества и нашего вида. Благодаря этому я продолжал активно трудиться на ниве научной фантастики, что, вероятно, и заставляло вздыхать и удивлённо поднимать брови моих более благоразумных коллег в академической среде и юридической практике.
Однако же это сущие пустяки по сравнению с социальной стигмой сторонника трансгуманистического движения. Примерно с 1997 года большая часть моих художественных и публицистических работ фокусировалась на проблематике, которая волнует трансгуманистов: перспективы искусственного интеллекта и загрузки; плюсы и минусы репродуктивного клонирования, генной инженерии и радикального продления жизни; а также общее рассмотрение технологий усовершенствования человека. В целом, моя точка зрения была весьма сочувствующей трансгуманистическим подходам, и по крайней мере один комментатор обозначил меня как «трансгуманистического технофила», что вполне справедливо.
Несмотря на это, я никогда не идентифицировал себя с трансгуманистическим движением в строгом смысле. После краткого периода энтузиазма я перестал обозначать себя как «трансгуманиста», и до сих пор ощущаю в связи с этим ярлыком некую остаточную неловкость. Но теперь я куда более активно взаимодействую с трансгуманизмом посредством этого сайта [т. е. Betterhumans], и мой основной проект на данный момент включает в себя исследования социального подтекста технологий усовершенствования {человека}. Учитывая, что вокруг трансгуманизма сконцентрирована вся моя трудовая жизнь, пришло время подвергнуть критическому рассмотрению моё положение и взгляды на трансгуманизм. Единственная вещь, в которой я абсолютно уверен, состоит в том, что если трансгуманизм желает преуспеть, то он должен заметно расширить свою базу, стать куда более инклюзивным и мэйнстримным общественным движением.