Если вы читаете этот текст, то легко предположить, что вы бы хотели повысить качество своей жизни и увеличить её срок при помощи технологий. Человечество делает это уже очень долго: трудно поспорить с тем, что медик, удаляющий ваш больной зуб, вмешивается в естественные процессы, делая вашу жизнь проще. В случае удалённого зуба или даже замены его протезом, очень легко сказать, что вы остались собой. Гораздо меньше людей согласятся с тем, что хирургическое вмешательство в работу мозга или его травма мозга позволит вам остаться собой.

Мне бы хотелось начать эту статью пояснением о том, что мы считаем сознанием и рассказать о непрерывности его работы, но у нас нет одного чёткого ответа на вопрос "что такое сознание?". У нас нет свидетельств о том, что наше мышление, восприятие чувств и другие функции зависят от чего-то кроме нервной активности. Более того, существуют такие идеи, как «солипсизм» и «мозг в колбе», где всё, что нас окружает не отражает физическую реальность. Так появляется множество новых вопросов:

  • «где вообще проходит граница между сознанием и всем, что не является нами? (Телом, спинномозговыми рефлексами, реакциями, которые не контролируются сознанием вроде страха.)»
  • «Останемся ли мы собой, если убрать эти автоматические реакции или заменить их на другие?»
  • «Есть ли в принципе части нас, которые мы контролируем и части, которые мы не контролируем?»
  • «можно ли сказать, что личность не меняется при добавлении новых чувств?»
  • «остаёмся ли мы собой в случае добавления нейро-имплантата?»
  • «не занимает ли наше место робот с нашими воспоминаниями при загрузке сознания?»

Пока у нас нет чёткой терминологии и свидетельств, ответить на эти вопросы однозначно будет очень сложно, но есть смысл в том, чтобы собрать эти свидетельства и сделать первые выводы.

Ссылки


План

  • разумно ли пытаться подойти к одному определению сознания в разговоре (см. видео Isaac Arthur)
  • Виды непрерывности сознания
  • Парадокс Арго
  • Сон, наркоз при операции, обмороки, заморозка и другие "нарушители непрерывности"
  • Долговременное изменение (Phineas Gage) и кратковременное изменение поведения
  • Личные и общественные последствия "прерывания"