Проблема непрерывности сознания: различия между версиями

Материал из hpluswiki
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
**Добро пожаловать в черновик черновика.**
'''Добро пожаловать в черновик черновика.'''


Если вы читаете этот текст, то легко предположить, что вы бы хотели повысить качество своей жизни и увеличить её срок при помощи технологий. Человечество делает это уже очень долго: трудно поспорить с тем, что медик, удаляющий ваш больной зуб, вмешивается в естественные процессы, делая вашу жизнь проще. В случае удалённого зуба или даже замены его протезом, очень легко сказать, что вы остались собой. Гораздо меньше людей согласятся с тем, что хирургическое вмешательство в работу мозга или его травма мозга позволит вам остаться собой.
Если вы читаете этот текст, то легко предположить, что вы бы хотели повысить качество своей жизни и увеличить её срок при помощи технологий. Человечество делает это уже очень долго: трудно поспорить с тем, что медик, удаляющий ваш больной зуб, вмешивается в естественные процессы, делая вашу жизнь проще. В случае удалённого зуба или даже замены его протезом, очень легко сказать, что вы остались собой. Гораздо меньше людей согласятся с тем, что хирургическое вмешательство в работу мозга или его травма мозга позволит вам остаться собой.

Версия от 10:50, 20 февраля 2021

Добро пожаловать в черновик черновика.

Если вы читаете этот текст, то легко предположить, что вы бы хотели повысить качество своей жизни и увеличить её срок при помощи технологий. Человечество делает это уже очень долго: трудно поспорить с тем, что медик, удаляющий ваш больной зуб, вмешивается в естественные процессы, делая вашу жизнь проще. В случае удалённого зуба или даже замены его протезом, очень легко сказать, что вы остались собой. Гораздо меньше людей согласятся с тем, что хирургическое вмешательство в работу мозга или его травма мозга позволит вам остаться собой.

У нас нет одного чёткого ответа на вопрос "что такое сознание?". Вместо этого, у нас есть «Трудная проблема сознания» — вопрос о том, почему мы в принципе ощущаем мир, как есть, почему наше сознание отличает зелёный цвет, ноту до на фортепьяно, радость и просроченные счета по разному. Каждое из этих ощущений входит в группу квалиа. Трудная проблема сознания - в том, что мы не понимаем, как мозг создаёт квалиа.

У нас нет свидетельств о том, что наше мышление, восприятие чувств и другие функции зависят от чего-то кроме нервной активности. Более того, существуют такие идеи, как «солипсизм» и «мозг в колбе», где всё, что нас окружает не отражает физическую реальность. Так появляется множество новых вопросов:

  • «где вообще проходит граница между сознанием и всем, что не является нами? (Телом, спинномозговыми рефлексами, реакциями, которые не контролируются сознанием вроде страха.)»
  • «Останемся ли мы собой, если убрать эти автоматические реакции или заменить их на другие?»
  • «Есть ли в принципе части нас, которые мы контролируем и части, которые мы не контролируем?»
  • «можно ли сказать, что личность не меняется при добавлении новых чувств?»
  • «остаёмся ли мы собой в случае добавления нейро-имплантата?»
  • «не занимает ли наше место робот с нашими воспоминаниями при загрузке сознания?»

Нам не нужно фокусироваться и разбирать данные, чтобы видеть или слышать, нам не нужно концентрироваться, чтобы засыпать, ходить, говорить или даже вспоминать большинство повседневных вещей. С другой стороны, мы не можем сказать, что человек остаётся собой без воспоминаний.

Пока у нас нет чёткой терминологии и свидетельств, ответить на эти вопросы однозначно будет очень сложно. Вместо этого здесь есть место идеям и свидетельствам, которые позволят сказать, какое вмешательство допустимо, а какое — нет.


Ссылки


План

  • разумно ли пытаться подойти к одному определению сознания в разговоре (см. видео Isaac Arthur)
  • Виды непрерывности сознания (spatial tracking identity, form tracking identity)
  • Парадокс Арго
  • Сон, наркоз при операции, обмороки, заморозка и другие "нарушители непрерывности"
  • Долговременное изменение (Phineas Gage) и кратковременное изменение поведения
  • Личные и общественные последствия "прерывания"