Проблема непрерывности сознания: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Если вы читаете этот текст, то легко предположить, что вы бы хотели повысить качество своей жизни и увеличить её срок при помощи технологий. Человечество делает это уже очень долго: трудно поспорить с тем, что медик, удаляющий ваш больной зуб, вмешивается в естественные процессы, делая вашу жизнь проще. В случае удалённого зуба или даже замены его протезом, очень легко сказать, что вы остались собой. Гораздо меньше людей согласятся с тем, что хирургическое вмешательство в работу мозга или его травма мозга позволит вам остаться собой. | Если вы читаете этот текст, то легко предположить, что вы бы хотели повысить качество своей жизни и увеличить её срок при помощи технологий. Человечество делает это уже очень долго: трудно поспорить с тем, что медик, удаляющий ваш больной зуб, вмешивается в естественные процессы, делая вашу жизнь проще. В случае удалённого зуба или даже замены его протезом, очень легко сказать, что вы остались собой. Гораздо меньше людей согласятся с тем, что хирургическое вмешательство в работу мозга или его травма мозга позволит вам остаться собой. | ||
Мне бы хотелось начать эту статью пояснением о том, что мы считаем сознанием и рассказать о непрерывности его работы, но у нас нет одного чёткого ответа на вопрос "что такое сознание?". У нас нет свидетельств о том, что наше мышление, восприятие чувств и другие функции зависят от чего-то кроме нервной активности. Более того, существуют такие идеи, как «[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC солипсизм]» и «[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B3_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D0%B5 мозг в колбе]», где всё, что нас окружает не отражает физическую реальность. Так появляется множество новых вопросов: | |||
* «можно ли сказать, что личность не меняется при добавлении новых чувств?» | |||
* «остаёмся ли мы собой в случае добавления нейро-имплантата?» | |||
* «не занимает ли наше место робот с нашими воспоминаниями при загрузке сознания?» | |||
Пока у нас нет чёткой терминологии и свидетельств, ответить на эти вопросы однозначно будет очень сложно, но есть смысл в том, чтобы собрать эти свидетельства и сделать первые выводы. | |||
* разумно ли пытаться подойти к одному определению сознания в разговоре (см. видео Isaac Arthur) | * разумно ли пытаться подойти к одному определению сознания в разговоре (см. видео Isaac Arthur) |
Версия от 09:42, 20 февраля 2021
Если вы читаете этот текст, то легко предположить, что вы бы хотели повысить качество своей жизни и увеличить её срок при помощи технологий. Человечество делает это уже очень долго: трудно поспорить с тем, что медик, удаляющий ваш больной зуб, вмешивается в естественные процессы, делая вашу жизнь проще. В случае удалённого зуба или даже замены его протезом, очень легко сказать, что вы остались собой. Гораздо меньше людей согласятся с тем, что хирургическое вмешательство в работу мозга или его травма мозга позволит вам остаться собой.
Мне бы хотелось начать эту статью пояснением о том, что мы считаем сознанием и рассказать о непрерывности его работы, но у нас нет одного чёткого ответа на вопрос "что такое сознание?". У нас нет свидетельств о том, что наше мышление, восприятие чувств и другие функции зависят от чего-то кроме нервной активности. Более того, существуют такие идеи, как «солипсизм» и «мозг в колбе», где всё, что нас окружает не отражает физическую реальность. Так появляется множество новых вопросов:
- «можно ли сказать, что личность не меняется при добавлении новых чувств?»
- «остаёмся ли мы собой в случае добавления нейро-имплантата?»
- «не занимает ли наше место робот с нашими воспоминаниями при загрузке сознания?»
Пока у нас нет чёткой терминологии и свидетельств, ответить на эти вопросы однозначно будет очень сложно, но есть смысл в том, чтобы собрать эти свидетельства и сделать первые выводы.
- разумно ли пытаться подойти к одному определению сознания в разговоре (см. видео Isaac Arthur)
- Виды непрерывности сознания
- Парадокс Арго
- Сон, наркоз при операции, обмороки, заморозка и другие "нарушители непрерывности"
- Долговременное изменение (Phineas Gage) и кратковременное изменение поведения
- Личные и общественные последствия "прерывания"