Живем ли мы в спекуляции Ника Бострома: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 35 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{languages|Живем ли мы в спекуляции Ника Бострома}}
<div style="text-align:center;">[[Image:image002.jpg|top]]</div>
<div style="text-align:center;">[[Image:image002.jpg|top]]</div>


<div style="text-align:center;">'''Живем ли мы в спекуляции Ника Бострома?'''</div>
<div style="text-align:center;">'''Живем ли мы в спекуляции Ника Бострома?'''</div>


<div style="text-align:center;">Данила Медведев</div>
<div style="text-align:center;">[[Данила Медведев]]</div>


<div style="text-align:center;">''danila.medvedev@mail.ru''</div>
<div style="text-align:center;">''danila.medvedev@mail.ru''</div>
Строка 10: Строка 11:


<div style="text-align:center;">2003</div>
<div style="text-align:center;">2003</div>


&nbsp;
&nbsp;
Строка 20: Строка 20:
Ключевые слова: реальность, симуляция, постчеловеческие цивилизации, исторические симуляции, аргумент о симуляции, сознание, человек.
Ключевые слова: реальность, симуляция, постчеловеческие цивилизации, исторические симуляции, аргумент о симуляции, сознание, человек.


= I.         Введение =
= I. Введение =


Мысль о том, что наш мир — это на самом деле компьютерная симуляция, сравнительно нова. Идеи о возможности полной симуляции реальности получили распространение лишь немногим более двадцати лет назад. В 1989 году Джарон Ланье (JaronLanier) впервые использовал термин «виртуальная реальность», но лишь в 1990-е годы идеи о симуляции целого мира стали относительно популярными. Компьютерные игры, в особенности трехмерные, такие как Doom, Quake и множество более новых игр, продемонстрировали как целый мир (или, по крайней мере, значительная его часть) может быть воссоздан на экране компьютера. Несколько фантастических фильмов, снятых в конце 1990-х и в начале 21-го века, также использовали эти идеи, попытавшись найти ответы на некоторые философские вопросы, которые ставят перед нами симуляции. Но более важно то, что благодаря кино эти идеи впервые были донесены до широкой публики.* «Раскрой глаза» (Abrelosojos, 1997) — Главный герой этого фильма заключил контракт с крионической компанией. После смерти его тело было заморожено в жидком азоте, а сознание заключено в компьютерную симуляцию. В этом фильме личности всех остальных людей в симуляции воссозданы лишь с такой точностью, которая необходима для реалистичного взаимодействия с главным героем. Например, у одного из второстепенных персонажей, психиатра, есть две дочери, но он не знает их имен.  
Мысль о том, что наш мир — это на самом деле компьютерная симуляция, сравнительно нова. Идеи о возможности полной симуляции реальности получили распространение лишь немногим более двадцати лет назад. В 1989 году Джарон Ланье (JaronLanier) впервые использовал термин «виртуальная реальность», но лишь в 1990-е годы идеи о симуляции целого мира стали относительно популярными. Компьютерные игры, в особенности трехмерные, такие как Doom, Quake и множество более новых игр, продемонстрировали как целый мир (или, по крайней мере, значительная его часть) может быть воссоздан на экране компьютера. Несколько фантастических фильмов, снятых в конце 1990-х и в начале 21-го века, также использовали эти идеи, попытавшись найти ответы на некоторые философские вопросы, которые ставят перед нами симуляции. Но более важно то, что благодаря кино эти идеи впервые были донесены до широкой публики.* «Раскрой глаза» (Abrelosojos, 1997) — Главный герой этого фильма заключил контракт с крионической компанией. После смерти его тело было заморожено в жидком азоте, а сознание заключено в компьютерную симуляцию. В этом фильме личности всех остальных людей в симуляции воссозданы лишь с такой точностью, которая необходима для реалистичного взаимодействия с главным героем. Например, у одного из второстепенных персонажей, психиатра, есть две дочери, но он не знает их имен.  
Строка 84: Строка 84:
Метавселенная — гипотетическое множество всех существующих вселенных. Это множество включает все базовые реальности, а также все симуляции, запущенные внутри вселенных из данного множества (как реальных, так и симулированных).
Метавселенная — гипотетическое множество всех существующих вселенных. Это множество включает все базовые реальности, а также все симуляции, запущенные внутри вселенных из данного множества (как реальных, так и симулированных).


= II.      Обзорстатьи «Are we living in a computer simulation?» =
= II. Обзор статьи «Are we living in a computer simulation?» =


В первой части статьи (Предположение о независимости от носителя) Бостром рассматривает предпосылки для идеи симуляции. Вначале он делает предположение о независимости от носителя, означающее, что «сознание может существовать не только в органических в своей основе биологических нейронных сетях внутри черепной коробки», но «психические и интеллектуальные состояния могут быть реализованы на множестве различных физических носителей». Хотя Бостром лишь кратко затрагивает этот вопрос и не дает ссылок на обсуждение этой возможности в существующей литературе, подобная идея не противоречит современным знаниям в биологии и теории вычислительных систем. Роджер Пенроуз и несколько других авторов являются противниками этой теории, предполагая, что сознание имеет в своей основе квантовую природу и не может быть воспроизведено на носителях иных, чем человеческий мозг, но эти идеи не получили широкого распространения в научной среде.
В первой части статьи (Предположение о независимости от носителя) Бостром рассматривает предпосылки для идеи симуляции. Вначале он делает предположение о независимости от носителя, означающее, что «сознание может существовать не только в органических в своей основе биологических нейронных сетях внутри черепной коробки», но «психические и интеллектуальные состояния могут быть реализованы на множестве различных физических носителей». Хотя Бостром лишь кратко затрагивает этот вопрос и не дает ссылок на обсуждение этой возможности в существующей литературе, подобная идея не противоречит современным знаниям в биологии и теории вычислительных систем. Роджер Пенроуз и несколько других авторов являются противниками этой теории, предполагая, что сознание имеет в своей основе квантовую природу и не может быть воспроизведено на носителях иных, чем человеческий мозг, но эти идеи не получили широкого распространения в научной среде.
Строка 134: Строка 134:
# Постчеловеческая цивилизация имеет ненулевую вероятность запустить хотя бы одну симуляцию.
# Постчеловеческая цивилизация имеет ненулевую вероятность запустить хотя бы одну симуляцию.


= III.    Ошибки в расчетах в оригинальной работе =
= III. Ошибки в расчетах в оригинальной работе =


В дополнение к ошибкам, допущенным в рассуждениях, Бостром использует формулы для расчета вероятности оказаться в симуляции, которые содержат различные ошибки и неточности. Некоторые из этих ошибок непринципиальны и мало влияют на результат, тогда как другие намного более серьезны.
В дополнение к ошибкам, допущенным в рассуждениях, Бостром использует формулы для расчета вероятности оказаться в симуляции, которые содержат различные ошибки и неточности. Некоторые из этих ошибок непринципиальны и мало влияют на результат, тогда как другие намного более серьезны.
Строка 144: Строка 144:
* Постчеловеческий этап развития наступит только после того, как большинство человеческих цивилизаций на разных планетах встретятся вместе (см. далее рассуждения о том, что постчеловеческий этап может далеко отстоять от сегодняшнего дня, и следствиях из этого). Это увеличивает количество реальных людей по сравнению со случаем единственной реальной цивилизации и такого же количества симуляций.  
* Постчеловеческий этап развития наступит только после того, как большинство человеческих цивилизаций на разных планетах встретятся вместе (см. далее рассуждения о том, что постчеловеческий этап может далеко отстоять от сегодняшнего дня, и следствиях из этого). Это увеличивает количество реальных людей по сравнению со случаем единственной реальной цивилизации и такого же количества симуляций.  
* В зависимости от природы множественных вселенных, разница между цивилизациями, симулируемыми в различных реальных вселенных, может быть незначительной (см. далее рассуждения об идентичных личностях в симуляциях), в то время как различия между реальными цивилизациями в различных вселенных будут значительными. Если считать несколько идентичных симуляций лишь копиями, то число симулированных личностей значительно снизится. Реальные же люди в разных вселенных останутся различными.  
* В зависимости от природы множественных вселенных, разница между цивилизациями, симулируемыми в различных реальных вселенных, может быть незначительной (см. далее рассуждения об идентичных личностях в симуляциях), в то время как различия между реальными цивилизациями в различных вселенных будут значительными. Если считать несколько идентичных симуляций лишь копиями, то число симулированных личностей значительно снизится. Реальные же люди в разных вселенных останутся различными.  


Другой важный аспект использования средних величин, игнорируемый Бостромом, заключается в том, что разные цивилизации находятся в разных условиях. Если дополнительные предположения, перечисленные в предыдущем разделе, верны (особенно предположение о снижающейся сложности симулированных вселенных), то «глубоко симулированные» цивилизации (симулированные внутри симуляции, симулированной внутри симуляции и&nbsp;т.&nbsp;д.) имеют меньше шансов достичь постчеловеческого уровня (а значит и запустить собственные симуляции). В таком случае использование средней величины <i>f<sub>P</sub></i> обманчиво, так как возможно существование наблюдаемых признаков «глубины симуляции». Возможно, что наша способность думать о создании симуляций — это показатель того, что мы находимся сравнительно близко к базовой реальности (насколько близко, и в реальности или нет, разумеется, точно сказать нельзя). Это важный (хотя и не единственный) аргумент против принципа безразличия.
Другой важный аспект использования средних величин, игнорируемый Бостромом, заключается в том, что разные цивилизации находятся в разных условиях. Если дополнительные предположения, перечисленные в предыдущем разделе, верны (особенно предположение о снижающейся сложности симулированных вселенных), то «глубоко симулированные» цивилизации (симулированные внутри симуляции, симулированной внутри симуляции и&nbsp;т.&nbsp;д.) имеют меньше шансов достичь постчеловеческого уровня (а значит и запустить собственные симуляции). В таком случае использование средней величины <i>f<sub>P</sub></i> обманчиво, так как возможно существование наблюдаемых признаков «глубины симуляции». Возможно, что наша способность думать о создании симуляций — это показатель того, что мы находимся сравнительно близко к базовой реальности (насколько близко, и в реальности или нет, разумеется, точно сказать нельзя). Это важный (хотя и не единственный) аргумент против принципа безразличия.
Строка 196: Строка 194:
<div style="text-align:center;">(2)</div>
<div style="text-align:center;">(2)</div>


Следующая проблема заключается в том, что [[Image:image019.gifImage16.png|top]]&nbsp;в знаменателе формулы (1) не может быть правильным значением числа людей, живших в ''базовой цивилизации ''до достижения ею постчеловеческого этапа развития. Эта переменная имеет вполне конкретное значение, не имеющее абсолютно ничего общего со средним значением этого показателя для всех цивилизаций метавселенной. Поэтому следующее исправление — это замена [[Image:image020.gifImage17.png|top]]&nbsp;переменной ''Hbase'', представляющей собой число людей, живших в базовой цивилизации до достижения ею постчеловеческого этапа развития:
Следующая проблема заключается в том, что [[Файл:Image006.gif|top]]&nbsp;в знаменателе формулы (1) не может быть правильным значением числа людей, живших в ''базовой цивилизации ''до достижения ею постчеловеческого этапа развития. Эта переменная имеет вполне конкретное значение, не имеющее абсолютно ничего общего со средним значением этого показателя для всех цивилизаций метавселенной. Поэтому следующее исправление — это замена [[Файл:Image006.gif|top]]&nbsp;переменной <i>H<sub>base</sub></i>, представляющей собой число людей, живших в базовой цивилизации до достижения ею постчеловеческого этапа развития:
 
[[Файл:Image022.gif|top]]&nbsp;


[[Image:image022.gifImage18.png|top]]&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; (3)
<div style="text-align:center;">(3)</div>
Еще одна ошибка (похожая на предыдущую) состоит в том, что число симуляций, запущенных в базовой цивилизации, вероятно, тоже сильно отличается от средней величины. Обозначим это число <i>N<sub>base</sub></i>. Сделав допущение о том, что число людей в симуляциях первого уровня близко к среднему значению для всех симуляций, мы приходим к следующему варианту формулы:


Еще одна ошибка (похожая на предыдущую) состоит в том, что число симуляций, запущенных в базовой цивилизации, вероятно, тоже сильно отличается от средней величины. Обозначим это число ''Nbase''. Сделав допущение о том, что число людей в симуляциях первого уровня близко к среднему значению для всех симуляций, мы приходим к следующему варианту формулы:
[[Файл:Image024.gif|top]]&nbsp;


[[Image:image024.gifImage19.png|top]]&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; (4)
<div style="text-align:center;">(4)</div>


Такая формула является более правильной, чем вариант, который был предложен Бостромом. Тем не менее, даже все эти изменения не снимают некоторой фундаментальной проблемы. Дело в том, что ''fP'' не имеет никакого смысла применительно к базовой цивилизации. Как будет показано ниже, развитие базовой цивилизации подчиняется совершенно иным законам, чем развитие симулируемых цивилизаций. Поскольку достижение постчеловеческого этапа развития базовой цивилизацией — это неповторяющееся событие, исход которого уже определен (хотя обычно и не может быть получен в рамках симуляции), и которое напрямую связано с природой реальности (существование метавселенной). Применительно к базовой цивилизации, вместо вероятности ''fP'' должна быть использована величина, принимающая значения 0 (базовая цивилизация достигла постчеловеческого этапа, и, если ''Nbase''>0, то метавселенная существует) или 1 (базовая цивилизация не достигла постчеловеческого этапа, метавселенной не существует, а мы живем в реальном мире).
Такая формула является более правильной, чем вариант, который был предложен Бостромом. Тем не менее, даже все эти изменения не снимают некоторой фундаментальной проблемы. Дело в том, что <i>f<sub>P</sub></i> не имеет никакого смысла применительно к базовой цивилизации. Как будет показано ниже, развитие базовой цивилизации подчиняется совершенно иным законам, чем развитие симулируемых цивилизаций. Поскольку достижение постчеловеческого этапа развития базовой цивилизацией — это неповторяющееся событие, исход которого уже определен (хотя обычно и не может быть получен в рамках симуляции), и которое напрямую связано с природой реальности (существование метавселенной). Применительно к базовой цивилизации, вместо вероятности <i>f<sub>P</sub></i> должна быть использована величина, принимающая значения 0 (базовая цивилизация достигла постчеловеческого этапа, и, если <i>N<sub>base</sub></i>&gt;0, то метавселенная существует) или 1 (базовая цивилизация не достигла постчеловеческого этапа, метавселенной не существует, а мы живем в реальном мире).


== Использование термина «вероятность» ==
== Использование термина «вероятность» ==
Строка 218: Строка 220:
Бостром пишет: «Симулируемые цивилизации могут быть способны достичь постчеловеческого этапа развития. Тогда они смогут запустить свои собственные исторические симуляции на мощных компьютерах, которые они построят в своей симулируемой вселенной» [1, с. 9]. До этого Бостром не говорит о такой возможности явно, но все его предыдущие рассуждения и расчеты, на самом деле, прямо зависят от этого предположения.
Бостром пишет: «Симулируемые цивилизации могут быть способны достичь постчеловеческого этапа развития. Тогда они смогут запустить свои собственные исторические симуляции на мощных компьютерах, которые они построят в своей симулируемой вселенной» [1, с. 9]. До этого Бостром не говорит о такой возможности явно, но все его предыдущие рассуждения и расчеты, на самом деле, прямо зависят от этого предположения.


Бостром заявляет: «Таким образом, если мы не считаем, что мы сейчас живем в компьютерной симуляции, у нас нет оснований полагать, что наши потомки запустят множество таких симуляций своих предков [т. е. исторических симуляций]» [1]. Но если допустить, что не существует вложенных симуляций, то симуляции можно запускать только в базовой реальности. Это означает, что если мы полагаем, что наши потомки (или мы сами) запустим симуляции, то мы сейчас живем в реальном мире.
Бостром заявляет: «Таким образом, если мы не считаем, что мы сейчас живем в компьютерной симуляции, у нас нет оснований полагать, что наши потомки запустят множество таких симуляций своих предков [т. е. исторических симуляций]». Но если допустить, что не существует вложенных симуляций, то симуляции можно запускать только в базовой реальности. Это означает, что если мы полагаем, что наши потомки (или мы сами) запустим симуляции, то мы сейчас живем в реальном мире.
 
Принимая во внимание значение такого результата, имеет смысл внимательно изучить вероятные причины, по которым симулируемые цивилизации могут оказаться неспособными запускать свои собственные симуляции или достигать постчеловеческого уровня. Можно привести несколько подобных причин.


Принимая во внимание значение такого результата, имеет смысл внимательно изучить вероятные причины, по которым симулируемые цивилизации могут оказаться неспособными запускать свои собственные симуляции или достигать постчеловеческого уровня. Можно привести несколько подобных причин.# Создание вложенных симуляций может оказаться слишком дорогим (запуск вложенных симуляций способен очень быстро увеличивать вычислительные затраты на работу симуляции первого уровня).  
# Создание вложенных симуляций может оказаться слишком дорогим (запуск вложенных симуляций способен очень быстро увеличивать вычислительные затраты на работу симуляции первого уровня).  
# Это может быть технически невозможным в силу законов природы в симуляции.  
# Это может быть технически невозможным в силу законов природы в симуляции.  
# Вышестоящая цивилизация может ненавязчиво запретить создание вложенных симуляций или даже мысли о них. Поскольку базовая цивилизация будет иметь полный контроль над симуляциями, она легко может это сделать. Базовая цивилизация может быть не заинтересована во вложенных симуляциях. Поскольку причины, по которым создаются симуляции, в той или иной степени эгоистичные, если создание вложенных симуляций не будет отвечать целям базовой цивилизации, она вполне может запретить такие симуляции.  
# Вышестоящая цивилизация может ненавязчиво запретить создание вложенных симуляций или даже мысли о них. Поскольку базовая цивилизация будет иметь полный контроль над симуляциями, она легко может это сделать. Базовая цивилизация может быть не заинтересована во вложенных симуляциях. Поскольку причины, по которым создаются симуляции, в той или иной степени эгоистичные, если создание вложенных симуляций не будет отвечать целям базовой цивилизации, она вполне может запретить такие симуляции.  
Строка 228: Строка 232:
В дополнение к возражениям против вложенных симуляций существуют и серьезные аргументы против симулирования постчеловеческих цивилизаций. Эти аргументы будут рассмотрены ниже.
В дополнение к возражениям против вложенных симуляций существуют и серьезные аргументы против симулирования постчеловеческих цивилизаций. Эти аргументы будут рассмотрены ниже.


= IV.   Ошибки в рассуждениях в оригинальной работе =
= IV. Ошибки в рассуждениях в оригинальной работе =


Основные ошибки в статье Бострома связаны с доказательством по замкнутому кругу, авто-референцией, неслучайной позицией наблюдателя (observationalbias) и нарушением причинности. Коротко эти проблемы можно выразить так: если мы живем в симуляции, делать любые выводы из нашего существования некорректно.
Основные ошибки в статье Бострома связаны с доказательством по замкнутому кругу, авто-референцией, неслучайной позицией наблюдателя (observationalbias) и нарушением причинности. Коротко эти проблемы можно выразить так: если мы живем в симуляции, делать любые выводы из нашего существования некорректно.
Строка 234: Строка 238:
== Доказательство по замкнутому кругу ==
== Доказательство по замкнутому кругу ==


Если мы не живем в симуляции, то все рассуждения относительно ''fI'' или ''fP'' являются некорректными, поскольку ''fsim'' равно нулю. Мы точно знаем, что мы не запускаем симуляций, поэтому аргумент о симуляции не действует. Это пример часто встречающейся логической ошибки, известной как «логический круг»[[#ftn5|[5]]]. Известный в философии пример ее использования — это доказательство существования Бога, предложенное Рене Декартом (также известное как CartesianCircle) [3].
Если мы не живем в симуляции, то все рассуждения относительно <i>f<sub>I</sub></i> или <i>f<sub>P</sub></i> являются некорректными, поскольку <i>f<sub>sim</sub></i> равно нулю. Мы точно знаем, что мы не запускаем симуляций, поэтому аргумент о симуляции не действует. Это пример часто встречающейся логической ошибки, известной как «логический круг»<ref>В аргументе, содержащем ошибку «логический круг», заключение используется для доказательства одной из предпосылок.</ref>. Известный в философии пример ее использования — это доказательство существования Бога, предложенное Рене Декартом (также известное как CartesianCircle).


На это можно возразить, что хотя мы и не запускаем симуляций сегодня, но мы можем начать делать это в будущем, и эти будущие симуляции необходимо учесть. Однако подобный аргумент не выдерживает критики. Учет будущих симуляций не только противоречит здравому смыслу (если мы предположим, что мы живем в реальном мире, то аргумент о симуляции бесполезен и бессмыслен), но и нарушает несколько важных философских и физических принципов. Во-первых, он нарушает принципы причинности, допуская влияние будущих событий на сегодняшний мир. Во-вторых, он игнорирует то, что из-за принципа неопределенности в квантовой механике будущее является недетерминистским, и предсказания относительно будущих симуляций невозможны ни на практике, ни в теории.
На это можно возразить, что хотя мы и не запускаем симуляций сегодня, но мы можем начать делать это в будущем, и эти будущие симуляции необходимо учесть. Однако подобный аргумент не выдерживает критики. Учет будущих симуляций не только противоречит здравому смыслу (если мы предположим, что мы живем в реальном мире, то аргумент о симуляции бесполезен и бессмыслен), но и нарушает несколько важных философских и физических принципов. Во-первых, он нарушает принципы причинности, допуская влияние будущих событий на сегодняшний мир. Во-вторых, он игнорирует то, что из-за принципа неопределенности в квантовой механике будущее является недетерминистским, и предсказания относительно будущих симуляций невозможны ни на практике, ни в теории.


Таким образом, все значения вероятностей, используемые (открыто или неявно) в аргументе о симуляции, включая вероятность того, что наша жизнь «реализована ''invivo'', а не ''inmachina''» [1], зависят от природы базовой цивилизации, а значит и того, являемся ли мы сами базовой цивилизацией или нет.
Таким образом, все значения вероятностей, используемые (открыто или неявно) в аргументе о симуляции, включая вероятность того, что наша жизнь «реализована ''invivo'', а не ''inmachina''», зависят от природы базовой цивилизации, а значит и того, являемся ли мы сами базовой цивилизацией или нет.


== Неслучайная позиция наблюдателя ==
== Неслучайная позиция наблюдателя ==
Строка 250: Строка 254:
Бостром неявно предполагает существование метавселенной, а затем делает выводы относительно вероятностей, но главная предпосылка существования метавселенной не доказана. Главная проблема аргумента о симуляции состоит в том, что нам необходимо знать, живем мы в симуляции или нет, для того, чтобы определить природу метавселенной. Это, в свою очередь, используется для расчета вероятности того, что мы живем в симуляции. Но рассуждение, в котором начальные условия зависят от результата, никак не может быть правильным.
Бостром неявно предполагает существование метавселенной, а затем делает выводы относительно вероятностей, но главная предпосылка существования метавселенной не доказана. Главная проблема аргумента о симуляции состоит в том, что нам необходимо знать, живем мы в симуляции или нет, для того, чтобы определить природу метавселенной. Это, в свою очередь, используется для расчета вероятности того, что мы живем в симуляции. Но рассуждение, в котором начальные условия зависят от результата, никак не может быть правильным.


Если мы живем в симуляции, то не мы определяем правила метавселенной. Тогда любые аргументы вроде «бесспорно, множество людей захочет запустить историческую симуляцию, если у них будет такая возможность» [1] порочны. Мораль, законы природы, природа сознания, все определяется изначальной цивилизацией. И если мы не являемся ей, то нет никакой возможности быть хоть в чем-то уверенными относительно метавселенной.
Если мы живем в симуляции, то не мы определяем правила метавселенной. Тогда любые аргументы вроде «бесспорно, множество людей захочет запустить историческую симуляцию, если у них будет такая возможность» порочны. Мораль, законы природы, природа сознания, все определяется изначальной цивилизацией. И если мы не являемся ей, то нет никакой возможности быть хоть в чем-то уверенными относительно метавселенной.


Эффект неслучайной позиции наблюдателя не обсуждается в исходной статье. Бостром полностью игнорирует невозможность определения природы метавселенной, находясь в симуляции.
Эффект неслучайной позиции наблюдателя не обсуждается в исходной статье. Бостром полностью игнорирует невозможность определения природы метавселенной, находясь в симуляции.
Строка 262: Строка 266:
При том, что существуют доказательства, свидетельствующие в пользу некоторых из этих гипотез (в первую очередь, в пользу Большого Взрыва), нет абсолютно никаких свидетельств, подтверждающих или опровергающих гипотезу о симуляции. Единственное доступное нам сейчас свидетельство — наше субъективное переживание существования в этом мире — может быть объяснено одинаково хорошо как гипотезой, что мы живем в симуляции, так и гипотезой, что мы живем в реальном мире. Философия и наука в целом, как правило, не позволяют делать необоснованные допущения о природе мира, поэтому проверить эти гипотезы мы можем только получив дополнительные свидетельства, а не используя предвзятые мнения о мире.
При том, что существуют доказательства, свидетельствующие в пользу некоторых из этих гипотез (в первую очередь, в пользу Большого Взрыва), нет абсолютно никаких свидетельств, подтверждающих или опровергающих гипотезу о симуляции. Единственное доступное нам сейчас свидетельство — наше субъективное переживание существования в этом мире — может быть объяснено одинаково хорошо как гипотезой, что мы живем в симуляции, так и гипотезой, что мы живем в реальном мире. Философия и наука в целом, как правило, не позволяют делать необоснованные допущения о природе мира, поэтому проверить эти гипотезы мы можем только получив дополнительные свидетельства, а не используя предвзятые мнения о мире.


Возможно, существуют способы определить природу метавселенной или узнать, что мы находимся в симуляции, используя только информацию, доступную внутри нашего мира. Но также возможно и то, что ответ на эти вопросы можно получить только извне нашего мира (либо вообще нельзя получить в том случае, если мы живем в реальном мире). Такая ситуация тесно связана с идеями авто-референции, или способности независимо и ясно воспринимать самого себя. Эти вопросы подробно рассматриваются в книге «Гёдель, Эшер, Бах. Эта бесконечная гирлянда» Дугласа Хофштадера [5].
Возможно, существуют способы определить природу метавселенной или узнать, что мы находимся в симуляции, используя только информацию, доступную внутри нашего мира. Но также возможно и то, что ответ на эти вопросы можно получить только извне нашего мира (либо вообще нельзя получить в том случае, если мы живем в реальном мире). Такая ситуация тесно связана с идеями авто-референции, или способности независимо и ясно воспринимать самого себя. Эти вопросы подробно рассматриваются в книге «Гёдель, Эшер, Бах. Эта бесконечная гирлянда» Дугласа Хофштадера.


Важной характеристикой научного подхода является игнорирование непроверяемых гипотез. Новелла [13] задает вопрос «Что может ученый-скептик сказать о таких утверждениях? Лишь то, что они за пределами применимости науки, и что позиция науки применительно к непроверяемым гипотезам может быть только агностической». По этой причине, до тех пор, пока не получены дополнительные свидетельства, ответ на вопрос, живем ли мы в симуляции, может быть исключительно предметом личной веры, а не научного знания.
Важной характеристикой научного подхода является игнорирование непроверяемых гипотез. Новелла задает вопрос «Что может ученый-скептик сказать о таких утверждениях? Лишь то, что они за пределами применимости науки, и что позиция науки применительно к непроверяемым гипотезам может быть только агностической». По этой причине, до тех пор, пока не получены дополнительные свидетельства, ответ на вопрос, живем ли мы в симуляции, может быть исключительно предметом личной веры, а не научного знания.


= V.      Аргументы против гипотезы о нашем существовании в симуляции =
= V. Аргументы против гипотезы о нашем существовании в симуляции =


Помимо выявления логических ошибок в аргументе о симуляции, представляется оправданным отметить несколько важных факторов, могущих указать на то, живем ли мы в симуляции. Общее между ними то, что в каждом случае допускается, что наша цивилизация может обладать какими-то уникальными качествами, вероятность наличия которых у симулируемой цивилизации невелика.
Помимо выявления логических ошибок в аргументе о симуляции, представляется оправданным отметить несколько важных факторов, могущих указать на то, живем ли мы в симуляции. Общее между ними то, что в каждом случае допускается, что наша цивилизация может обладать какими-то уникальными качествами, вероятность наличия которых у симулируемой цивилизации невелика.
Строка 291: Строка 295:
== Медленное движение к постчеловеческому этапу ==
== Медленное движение к постчеловеческому этапу ==


Бостром заявляет, что «аргумент о симуляции действует не менее эффективно для тех, кто полагает, что достижение постчеловеческого этапа развития потребует сотен тысяч лет». Но это не так. Развитие постчеловеческой цивилизации в базовой реальности может занимать намного больше времени, чем в симуляциях, например, из-за того, что научный и технический прогресс в симуляциях специально ускорен для удобства наблюдателей. Если это так, то ''HBASE'' (число людей, живших в базовой цивилизации до момента достижения ею постчеловеческого этапа развития) может быть значительно больше, чем [[Image:image025.gifImage20.png|top]]. Это может сильно понизить значение ''fsim'', что, в свою очередь, повысит вероятность жить в реальном мире.
Бостром заявляет, что «аргумент о симуляции действует не менее эффективно для тех, кто полагает, что достижение постчеловеческого этапа развития потребует сотен тысяч лет». Но это не так. Развитие постчеловеческой цивилизации в базовой реальности может занимать намного больше времени, чем в симуляциях, например, из-за того, что научный и технический прогресс в симуляциях специально ускорен для удобства наблюдателей. Если это так, то <i>H<sub>BASE</sub></i> (число людей, живших в базовой цивилизации до момента достижения ею постчеловеческого этапа развития) может быть значительно больше, чем [[Файл:Image006.gif|top]]. Это может сильно понизить значение <i>f<sub>sim</sub></i>, что, в свою очередь, повысит вероятность жить в реальном мире.


= VI.   Ошибки в интерпретации аргумента о симуляции =
= VI. Ошибки в интерпретации аргумента о симуляции =


== Законы, управляющие симуляциями ==
== Законы, управляющие симуляциями ==
Строка 299: Строка 303:
В своей статье Бостром постоянно игнорирует отличительную особенность симуляций. Можно предположить, что практически всегда создатели симуляции будут полностью контролировать происходящее в ней. Это означает, что любые исторические закономерности, этические соображения и даже законы природы в симуляции имеют второстепенное значение. События в симуляции всегда в первую очередь зависят от воли наблюдателей, контролирующих симуляцию.
В своей статье Бостром постоянно игнорирует отличительную особенность симуляций. Можно предположить, что практически всегда создатели симуляции будут полностью контролировать происходящее в ней. Это означает, что любые исторические закономерности, этические соображения и даже законы природы в симуляции имеют второстепенное значение. События в симуляции всегда в первую очередь зависят от воли наблюдателей, контролирующих симуляцию.


Тем не менее, Бостром упускает этот момент и часто делает ошибочные допущения о том, что симуляция будет действовать по определенным законам. К примеру, он замечает, что для того, чтобы значение ''fI'' (доля постчеловеческих цивилизаций, заинтересованных в создании симуляций) было мало, «необходима сильная конвергенция направлений развития цивилизаций высокого уровня» [1]. Далее Бостром описывает две возможности — что постчеловеческие цивилизации не станут запускать симуляции из этических соображений или что у них просто исчезнет желание это делать. Бостром ничего не говорит о возможности того, что вышестоящая цивилизация может запретить создание вложенных симуляций.
Тем не менее, Бостром упускает этот момент и часто делает ошибочные допущения о том, что симуляция будет действовать по определенным законам. К примеру, он замечает, что для того, чтобы значение <i>f<sub>I</sub></i> (доля постчеловеческих цивилизаций, заинтересованных в создании симуляций) было мало, «необходима сильная конвергенция направлений развития цивилизаций высокого уровня». Далее Бостром описывает две возможности — что постчеловеческие цивилизации не станут запускать симуляции из этических соображений или что у них просто исчезнет желание это делать. Бостром ничего не говорит о возможности того, что вышестоящая цивилизация может запретить создание вложенных симуляций.


Для постчеловеческой цивилизации контроль над всеми симуляциями первого уровня будет очень простым делом. Совсем не сложно будет запретить создание в них вложенных симуляций. Возможно также, что компьютеры в симуляциях не будут симулироваться, а программы будут выполняться напрямую на компьютерах вышестоящей цивилизации (для повышения эффективности или из иных соображений). Это означает, что симулируемые цивилизации первого уровня могут создавать вложенные симуляции, но они не будут содержать реальных (сознающих или реальных согласно любому другому определению) людей. В то же время, у постлюдей из симуляции первого уровня сложится впечатление, что они на самом деле запустили симуляцию.
Для постчеловеческой цивилизации контроль над всеми симуляциями первого уровня будет очень простым делом. Совсем не сложно будет запретить создание в них вложенных симуляций. Возможно также, что компьютеры в симуляциях не будут симулироваться, а программы будут выполняться напрямую на компьютерах вышестоящей цивилизации (для повышения эффективности или из иных соображений). Это означает, что симулируемые цивилизации первого уровня могут создавать вложенные симуляции, но они не будут содержать реальных (сознающих или реальных согласно любому другому определению) людей. В то же время, у постлюдей из симуляции первого уровня сложится впечатление, что они на самом деле запустили симуляцию.
Строка 315: Строка 319:
Как уже обсуждалось ранее, у нас нет никаких оснований делать какие-либо предположения о базовой цивилизации, если мы не являемся ею. Любые идеи о морали вышестоящих цивилизаций являются исключительно умозрительными. Кроме того, причины существования симуляций могут сильно различаться. Простым примером является разница между приемлемым (определяемым создателями симуляции) поведением для монстров в Quake и «симов» в игре Sims.
Как уже обсуждалось ранее, у нас нет никаких оснований делать какие-либо предположения о базовой цивилизации, если мы не являемся ею. Любые идеи о морали вышестоящих цивилизаций являются исключительно умозрительными. Кроме того, причины существования симуляций могут сильно различаться. Простым примером является разница между приемлемым (определяемым создателями симуляции) поведением для монстров в Quake и «симов» в игре Sims.


Но есть и более серьезные возражения против подобных псевдо-религиозных идей.# Награждать или наказывать свои собственные создания (особенно, если они по сути являются компьютерными программами) — это в крайней степени иррациональное и просто нелепое занятие. Возможным исключением являются эксперименты с искусственным отбором или тренировкой, но это не имеет никакого отношения к этике и морали, а критерии могут быть совершенно произвольными.
Но есть и более серьезные возражения против подобных псевдо-религиозных идей.
# Идея загробной жизни не лишена логики, как было отмечено выше, но нет оснований полагать, что в загробной жизни люди будут в какой-то форме награждены или наказаны. Маловероятно, что постлюди, способные создавать симуляции, будут иметь столь иррациональное и варварское мышление, необходимое для таких действий.
 


# Награждать или наказывать свои собственные создания (особенно, если они по сути являются компьютерными программами) — это в крайней степени иррациональное и просто нелепое занятие. Возможным исключением являются эксперименты с искусственным отбором или тренировкой, но это не имеет никакого отношения к этике и морали, а критерии могут быть совершенно произвольными.
# Идея загробной жизни не лишена логики, как было отмечено выше, но нет оснований полагать, что в загробной жизни люди будут в какой-то форме награждены или наказаны. Маловероятно, что постлюди, способные создавать симуляции, будут иметь столь иррациональное и варварское мышление, необходимое для таких действий.


= VII.Заключение =
= VII. Заключение =


Формула Бострома для расчета вероятности проживания в симуляции содержит серьезные математические ошибки. Теория вероятностей используется в оригинальной статье некорректно и без учета философской специфики предмета. Рассуждения, основанные на математических расчетах, содержат дополнительные логические ошибки, например, такую как «логический круг», и пренебрегают неслучайной позицией наблюдателя.
Формула Бострома для расчета вероятности проживания в симуляции содержит серьезные математические ошибки. Теория вероятностей используется в оригинальной статье некорректно и без учета философской специфики предмета. Рассуждения, основанные на математических расчетах, содержат дополнительные логические ошибки, например, такую как «логический круг», и пренебрегают неслучайной позицией наблюдателя.
Строка 328: Строка 332:
Следует заключить, что вопрос о реальности нашего мира все еще остается предметом индивидуальных убеждений. В то же время, реальность нашего мира не накладывает никаких ограничений на перспективы технического прогресса, возможность достижения постчеловеческого этапа развития и создания исторических симуляций.
Следует заключить, что вопрос о реальности нашего мира все еще остается предметом индивидуальных убеждений. В то же время, реальность нашего мира не накладывает никаких ограничений на перспективы технического прогресса, возможность достижения постчеловеческого этапа развития и создания исторических симуляций.


= VIII.         Библиография =
= VIII. Библиография =


&nbsp;
&nbsp;
Строка 364: Строка 368:
16.&nbsp; Источник неизвестен. Сообщение группы британских ученых в 2001 году.
16.&nbsp; Источник неизвестен. Сообщение группы британских ученых в 2001 году.


&nbsp;
== Примечания ==
 


<div style="margin-right:4.9043in;"></div><div style="margin-left:0in;margin-right:0in;">[[#ftnref1|[1]]] Ник Бостром (NickBostrom) — специалист в области философии науки, этики технологии и науки, трансгуманизма. С 2000 по 2002 преподаватель факультета философии Йельского университета (США), с 2003 исследователь в Оксфордском университете (Великобритания). Автор 16 научных статей, посвященных антропному принципу, технологическому прогрессу, искусственному интеллекту и аргументу о симуляции. Автор книги Anthropic Bias: Observation Selection Effects. 2002. Routledge, New York.</div>
{{Примечания}}
[[Категория:Статьи]]


Личный сайт: www.nickbostrom.com<div style="margin-left:0in;margin-right:0in;">[[#ftnref2|[2]]] 21-го мая 2003 года в России выходит на экраны вторая часть фильма: «Матрица: перезагрузка».</div><div style="margin-left:0in;margin-right:0in;">[[#ftnref3|[3]]] Главный герой игр серии GTA (GrandTheftAuto) значительную часть времени разъезжает по городу не соблюдая никаких правил, калеча пешеходов или расстреливая полицейских (http://www.grandtheftauto.com).</div><div style="margin-left:0in;margin-right:0in;">[[#ftnref4|[4]]] Это приблизительная интерпретация математических формул, полученных в данном разделе оригинальной статьи. Логические и математические ошибки, допущенные при выводе этих формул, делают невозможной полностью корректную интерпретацию. Свою интерпретацию формул Бостром приводит в соответствующем разделе (Interpretation) исходной статьи.</div><div style="margin-left:0in;margin-right:0in;">[[#ftnref5|[5]]] В аргументе, содержащем ошибку «логический круг», заключение используется для доказательства одной из предпосылок.</div>
__NOEDITSECTION__
3741

правка