Редактирование: Трансгуманизм всё ещё на перепутье
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 55: | Строка 55: | ||
Но суть не в том, что Глэннона можно опровергнуть. Конечно, можно. Но куда важнее отметить, что он может себе позволить писать в подобной небрежной манере, поскольку может принять как нечто само собой разумеющееся, что его аудитория исходит из тех же самых предположений. Возможно, ситуация меняется, поскольку всё больше книг и статей содержит призыв рассмотреть усовершенствование человека более благосклонно. Первая ласточка — новая [в 2004 году] книга Николаса Эгара<ref>Николас Эгар (Nicholas Agar) (род.1965) – новозеландский философ, профессор этики в Университете Виктории в Веллингтоне. Автор множества работ по проблематике усовершенствования человека и евгеники. Выступает в защиту умеренных модификаций, при условии замены авторитарных оснований, с которыми традиционно ассоциируется евгеника, на прокреативную свободу. Противник радикального переустройства человека и наиболее смелых трансгуманистических проектов.</ref> «Либеральная евгеника: в защиту усовершенствования человека» (Liberal Eugenics: In Defence of Human Enhancement). И всё же, до недавнего времени даже относительно скромная идея генетической терапии провоцировала выражения озабоченности. В этой интеллектуальной среде цели трансгуманизма исключены из дискуссий с самого начала, если только не используются как мишень для нападок. Если ты разделяешь эти идеи, в лучшем случае тебя воспримут как раздражающего простака, в худшем — как субъекта, который охотно вступил бы в союз с врачами-нацистами и безумными учёными. Намного проще соотносить себя с движениями, создающими образ ответственного человека, приверженного благожелательности и справедливости. | Но суть не в том, что Глэннона можно опровергнуть. Конечно, можно. Но куда важнее отметить, что он может себе позволить писать в подобной небрежной манере, поскольку может принять как нечто само собой разумеющееся, что его аудитория исходит из тех же самых предположений. Возможно, ситуация меняется, поскольку всё больше книг и статей содержит призыв рассмотреть усовершенствование человека более благосклонно. Первая ласточка — новая [в 2004 году] книга Николаса Эгара<ref>Николас Эгар (Nicholas Agar) (род.1965) – новозеландский философ, профессор этики в Университете Виктории в Веллингтоне. Автор множества работ по проблематике усовершенствования человека и евгеники. Выступает в защиту умеренных модификаций, при условии замены авторитарных оснований, с которыми традиционно ассоциируется евгеника, на прокреативную свободу. Противник радикального переустройства человека и наиболее смелых трансгуманистических проектов.</ref> «Либеральная евгеника: в защиту усовершенствования человека» (Liberal Eugenics: In Defence of Human Enhancement). И всё же, до недавнего времени даже относительно скромная идея генетической терапии провоцировала выражения озабоченности. В этой интеллектуальной среде цели трансгуманизма исключены из дискуссий с самого начала, если только не используются как мишень для нападок. Если ты разделяешь эти идеи, в лучшем случае тебя воспримут как раздражающего простака, в худшем — как субъекта, который охотно вступил бы в союз с врачами-нацистами и безумными учёными. Намного проще соотносить себя с движениями, создающими образ ответственного человека, приверженного благожелательности и справедливости. | ||
== Встаньте и рассчитайтесь | == Встаньте и рассчитайтесь == | ||
Было бы просто прекрасно, если бы оппоненты трансгуманизма оказались открыты для рациональных обсуждений. Однако постепенно я выучил несколько важных, и не слишком приятных, уроков. И один из них: мы уже зашли слишком далеко, чтобы либеральные аргументы об индивидуальной свободе и личном выборе сохраняли большое значение. На многих форумах я доказывал, что интеллектуальные основания для законов против инноваций, таких, как клонирование человека, крайне скудны, что либералам стоит признать {эти инновации} легитимной возможностью для тех, кто предпочитает или чувствует потребность в них. Уже слишком поздно, чтобы рассчитывать на такой стиль аргументации, во всяком случае, исключительно на него, поскольку дебаты о клонировании многократно продемонстрировали: главные оппоненты трансгуманизма уже отбросили традиционные либеральные идеалы. Максима Джона Стюарта Милля о том, что следует приветствовать жизненные эксперименты, теперь не получает должного внимания в государственной политике. Тональность и содержание дискуссий показывают, что мы имеем дело с едва замаскированным желанием навязать определённые моральные идеалы в качестве правовых норм, а также страхом перед чуждыми направлениями, которые может принять развитие общества в будущем. [Моя точка зрения несколько изменилась по сравнению с 2004‑м, теперь я считаю, что защита наших свобод неизбежно включает элемент лобовой конфронтации с религией. Я пришёл к этой мысли очень постепенно.] | Было бы просто прекрасно, если бы оппоненты трансгуманизма оказались открыты для рациональных обсуждений. Однако постепенно я выучил несколько важных, и не слишком приятных, уроков. И один из них: мы уже зашли слишком далеко, чтобы либеральные аргументы об индивидуальной свободе и личном выборе сохраняли большое значение. На многих форумах я доказывал, что интеллектуальные основания для законов против инноваций, таких, как клонирование человека, крайне скудны, что либералам стоит признать {эти инновации} легитимной возможностью для тех, кто предпочитает или чувствует потребность в них. Уже слишком поздно, чтобы рассчитывать на такой стиль аргументации, во всяком случае, исключительно на него, поскольку дебаты о клонировании многократно продемонстрировали: главные оппоненты трансгуманизма уже отбросили традиционные либеральные идеалы. Максима Джона Стюарта Милля о том, что следует приветствовать жизненные эксперименты, теперь не получает должного внимания в государственной политике. Тональность и содержание дискуссий показывают, что мы имеем дело с едва замаскированным желанием навязать определённые моральные идеалы в качестве правовых норм, а также страхом перед чуждыми направлениями, которые может принять развитие общества в будущем. [Моя точка зрения несколько изменилась по сравнению с 2004‑м, теперь я считаю, что защита наших свобод неизбежно включает элемент лобовой конфронтации с религией. Я пришёл к этой мысли очень постепенно.] |