К планетарному мышлению: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 12: Строка 12:
== 1. Планетарное состояние ==
== 1. Планетарное состояние ==


Если философии был положен конец технологической планетаризацией (как это провозгласил Хайдеггер в своё время) или более недавним  историческим поворотом, связанным с планетарной компьютеризацией (как это провозглашают восторженные авторы в наше время), то нашей задачей остается рефлексия о природе философии и её будущем или, говоря в терминах самого Хайдеггера, о «другом начале» (anderer Anfang)<ref>Yuk Hui, “Philosophy and the Planetary”,  Philosophy Today 64, no. 3 (November 2020).</ref>. В этом другом начале, которое искал Хайдеггер, человеческое присутствие<ref>(Прим. пер.) Присутствие – в русской традиции переводов Хайдеггера термин «Dasein» опционально можно переводить и как «вот-бытие» и как «присутствие». Последний же вариант перевода данного термина связан с деятельность Владимира Вениаминовича Бибихина, который переводил его именно так (см., например, примечания к переводу «Бытия и времени», С.445 по изданию: Бытие и время/Пер. с нем. В. В. Бибихина — 5‑е изд. — М. Академический проект, 2015).</ref> (вот-бытие, Dasein) обретает новые отношения с Бытием и становится более свободным в отношениях с технологией. Хайдеггер перемещает мышление возвращением к грекам, что на первый взгляд может показаться реакционным: достаточно ли этого шага назад, чтобы противостоять планетарной ситуации, которую он сам описывает? Сомневаюсь. Для Хайдеггера, писавшего в 1930‑е, эта планетаризация (planetarization) подразумевает утрату осмысления (Besinnungslosigkeit), которое не ограничивается Европой, но также, например, применимо к США и Японии<ref>Martin Heidegger, GA66 Besinnung (1938/39) (Vittorio Klostermann, 1997), 74.</ref>. Сегодня это отсутствие смысла становится ещё более очевидным. Даже если европейская философия полностью переосмыслит себя, разрушительные технологии будут продолжать быстро распространяться по планете. Любое предложение возврата к Бытию может показаться нелепым, если не смешным4. Это не потому, что Европа опоздала, а, скорее, потому, что пришла слишком рано и больше не контролирует ситуацию на планете, которой она дала начало. Данная ситуация напоминает о том, что сказал Хайдеггер о другом смысле конца философии: «начало основывающейся в западноевропейском мышлении мировой цивилизации»5.
Если философии был положен конец технологической планетаризацией (как это провозгласил Хайдеггер в своё время) или более недавним  историческим поворотом, связанным с планетарной компьютеризацией (как это провозглашают восторженные авторы в наше время), то нашей задачей остается рефлексия о природе философии и её будущем или, говоря в терминах самого Хайдеггера, о «другом начале» (anderer Anfang)<ref>Yuk Hui, “Philosophy and the Planetary”,  Philosophy Today 64, no. 3 (November 2020).</ref>. В этом другом начале, которое искал Хайдеггер, человеческое присутствие<ref>(Прим. пер.) Присутствие – в русской традиции переводов Хайдеггера термин «Dasein» опционально можно переводить и как «вот-бытие» и как «присутствие». Последний же вариант перевода данного термина связан с деятельность Владимира Вениаминовича Бибихина, который переводил его именно так (см., например, примечания к переводу «Бытия и времени», С.445 по изданию: Бытие и время/Пер. с нем. В. В. Бибихина — 5‑е изд. — М. Академический проект, 2015).</ref> (вот-бытие, Dasein) обретает новые отношения с Бытием и становится более свободным в отношениях с технологией. Хайдеггер перемещает мышление возвращением к грекам, что на первый взгляд может показаться реакционным: достаточно ли этого шага назад, чтобы противостоять планетарной ситуации, которую он сам описывает? Сомневаюсь. Для Хайдеггера, писавшего в 1930‑е, эта планетаризация (planetarization) подразумевает утрату осмысления (Besinnungslosigkeit), которое не ограничивается Европой, но также, например, применимо к США и Японии<ref>Martin Heidegger, GA66 Besinnung (1938/39) (Vittorio Klostermann, 1997), 74.</ref>. Сегодня это отсутствие смысла становится ещё более очевидным. Даже если европейская философия полностью переосмыслит себя, разрушительные технологии будут продолжать быстро распространяться по планете. Любое предложение возврата к Бытию может показаться нелепым, если не смешным<ref>Я подробно рассмотрю этот вопрос в грядущей работе «Искусство и космотехника» (University of Minnesota Press, 2021)</ref>. Это не потому, что Европа опоздала, а, скорее, потому, что пришла слишком рано и больше не контролирует ситуацию на планете, которой она дала начало. Данная ситуация напоминает о том, что сказал Хайдеггер о другом смысле конца философии: «начало основывающейся в западноевропейском мышлении мировой цивилизации»5.


Осмысление (Besinnung) невозможно восстановить через негацию планетаризации. Скорее, мышление должно преодолеть это состояние. Это вопрос жизни и смерти. Мы можем назвать данный вид мышления, – который уже принимает форму, но пока ещё не сформулирован, – «планетарным мышлением». Для того, чтобы продумать, как может выглядеть планетарное мышление, а также его связь с технологической планетаризацией, мы должны глубже понять сущность самой планетаризации.
Осмысление (Besinnung) невозможно восстановить через негацию планетаризации. Скорее, мышление должно преодолеть это состояние. Это вопрос жизни и смерти. Мы можем назвать данный вид мышления, – который уже принимает форму, но пока ещё не сформулирован, – «планетарным мышлением». Для того, чтобы продумать, как может выглядеть планетарное мышление, а также его связь с технологической планетаризацией, мы должны глубже понять сущность самой планетаризации.
3311

правок