Трансгуманизм всё ещё на перепутье: различия между версиями

Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 51: Строка 51:
Что бросается мне в глаза как наиболее примечательное — это его необоснованное предположение, что улучшение человеческого вида несёт «отвратительную коннотацию». Это симптом важной черты нашей интеллектуальной культуры — то, что почтенный академический философ не в состоянии выдвинуть хоть какой-то аргумент в пользу предполагаемой отвратительности усовершенствования вида, вполне довольствуясь одной лишь ссылкой на злобные деяния нацистов и принудительные стерилизации в Северной Америке. После этого утверждения в книге Глэннона просто предполагается, по-прежнему без малейших попыток аргументации, что любые планы улучшения человеческих возможностей на «перфекционистских» основаниях лежат за гранью уважительного рассмотрения.
Что бросается мне в глаза как наиболее примечательное — это его необоснованное предположение, что улучшение человеческого вида несёт «отвратительную коннотацию». Это симптом важной черты нашей интеллектуальной культуры — то, что почтенный академический философ не в состоянии выдвинуть хоть какой-то аргумент в пользу предполагаемой отвратительности усовершенствования вида, вполне довольствуясь одной лишь ссылкой на злобные деяния нацистов и принудительные стерилизации в Северной Америке. После этого утверждения в книге Глэннона просто предполагается, по-прежнему без малейших попыток аргументации, что любые планы улучшения человеческих возможностей на «перфекционистских» основаниях лежат за гранью уважительного рассмотрения.


Конечно же, необходимо напоминать самим себе об опасности (не говоря уж об иррациональности) осуждения по ассоциации. Приводя пример из деяний нацистов, — столь злыми их сделали именно крайняя степень предрассудков, жестокости и насилия. Как выразился Филип Китчер2: “Беспрестанно повторявшиеся сравнения евреев с вредителями и абсурдные — но чудовищные — предостережения об угрозах «расовому здоровью» демонстрируют степень, в которой предрассудки проникли в их классификацию человеческих характеристик. По сравнению с этим, тот факт, что большая часть их представлений о генетике была ошибочной, представляется незначительным». Ничто из этого ни в малейшей степени не напоминает то, что имеют в виду современные защитники генетического усовершенствования.
Конечно же, необходимо напоминать самим себе об опасности (не говоря уж об иррациональности) осуждения по ассоциации. Приводя пример из деяний нацистов, — столь злыми их сделали именно крайняя степень предрассудков, жестокости и насилия. Как выразился Филип Китчер<ref>Филип Китчер (Philip Stuart Kitcher) (род. 1947) — американский учёный-философ британского происхождения. Член Американского философского общества (2018) и Американской академии искусств и наук (2002), а также почётный член АН Турции (2013), доктор философии (1974), профессор Колумбийского университета (с 1998), а перед тем Калифорнийского университета в Сан-Диего (1986—1999). Первоначально занимался философией математики и общей философией науки, в конце 1970‑х переключился на философию биологии, в 1990‑х также занялся вопросом роли научных исследований в демократических обществах. Член Международной Академии Гуманизма (International Academy of Humanism)(2013).</ref>: “Беспрестанно повторявшиеся сравнения евреев с вредителями и абсурдные — но чудовищные — предостережения об угрозах «расовому здоровью» демонстрируют степень, в которой предрассудки проникли в их классификацию человеческих характеристик. По сравнению с этим, тот факт, что большая часть их представлений о генетике была ошибочной, представляется незначительным». Ничто из этого ни в малейшей степени не напоминает то, что имеют в виду современные защитники генетического усовершенствования.


Но суть не в том, что Глэннона можно опровергнуть. Конечно, можно. Но куда важнее отметить, что он может себе позволить писать в подобной небрежной манере, поскольку может принять как нечто само собой разумеющееся, что его аудитория исходит из тех же самых предположений. Возможно, ситуация меняется, поскольку всё больше книг и статей содержит призыв рассмотреть усовершенствование человека более благосклонно. Первая ласточка — новая [в 2004 году] книга Николаса Эгара3 «Либеральная евгеника: в защиту усовершенствования человека» (Liberal Eugenics: In Defence of Human Enhancement). И всё же, до недавнего времени даже относительно скромная идея генетической терапии провоцировала выражения озабоченности. В этой интеллектуальной среде цели трансгуманизма исключены из дискуссий с самого начала, если только не используются как мишень для нападок. Если ты разделяешь эти идеи, в лучшем случае тебя воспримут как раздражающего простака, в худшем — как субъекта, который охотно вступил бы в союз с врачами-нацистами и безумными учёными. Намного проще соотносить себя с движениями, создающими образ ответственного человека, приверженного благожелательности и справедливости.
Но суть не в том, что Глэннона можно опровергнуть. Конечно, можно. Но куда важнее отметить, что он может себе позволить писать в подобной небрежной манере, поскольку может принять как нечто само собой разумеющееся, что его аудитория исходит из тех же самых предположений. Возможно, ситуация меняется, поскольку всё больше книг и статей содержит призыв рассмотреть усовершенствование человека более благосклонно. Первая ласточка — новая [в 2004 году] книга Николаса Эгара3 «Либеральная евгеника: в защиту усовершенствования человека» (Liberal Eugenics: In Defence of Human Enhancement). И всё же, до недавнего времени даже относительно скромная идея генетической терапии провоцировала выражения озабоченности. В этой интеллектуальной среде цели трансгуманизма исключены из дискуссий с самого начала, если только не используются как мишень для нападок. Если ты разделяешь эти идеи, в лучшем случае тебя воспримут как раздражающего простака, в худшем — как субъекта, который охотно вступил бы в союз с врачами-нацистами и безумными учёными. Намного проще соотносить себя с движениями, создающими образ ответственного человека, приверженного благожелательности и справедливости.